Россияне стали больше ругаться матом. К такому выводу пришли лингвисты. Сегодня отмечается Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. В это понятие входит не только мат, но и жаргон, который хоть не воспринимается как маргинальная речь, но выходит за рамки общепринятых норм. Воспитывать тех, кто не умеет ценить емкость, простоту и доходчивость русского языка, пытаются по-разному .
Свой бой со скверной с гуслями в руках в Твери ведут музыканты. В коллективе «Полюби свою землю» полюбили и чистоту русского языка, сочинили и издали первый в России сборник антиматерных частушек из 40 страниц, он издан тиражом 1000 экземпляров.
Как подтверждают лингвисты, русский мат — это всего четыре корня и 16 тысяч производных. Он ведет себя в речи подобно вирусу: копирует свой геном (то есть корень слова) и собирает новые вирусные частицы — глаголы, прилагательные, междометья, наречия и даже числительные.
Специалисты отмечают, что процесс такого повсеместного самовоспроизводства в русском языке активно идет с начала XX века. Официальная медицина к вирусам мат, конечно, не относит, но последние исследования показывают, что нецензурная брань действительно может незначительно и кратковременно снизить болевой синдром, а в длительной перспективе, наоборот, способствует повышенной выработке кортизола — гормона стресса.
Мария Халак, кандидат психологических наук, Приволжский исследовательский медицинский университет: «Это риски, на минуточку,
Такое профессиональное выгорание, оказывается, начинается даже не с детского сада, а с яслей.
Ирина Стрельцова, куратор регионального отделения проекта «Россия без сквернословия»: «С воспитателями мы общаемся, даже двухлетние дети могут произносить эти слова, а пятилетние дети говорят уже даже осознанно их».
У взрослых в группе риска большинство рабочих специальностей и руководители всех уровней. Возникает резонный вопрос: с кого борьбу начинать, а главное как?
В небольших коллективах есть такая практика: сказал нецензурное слово, опусти заранее обговоренную сумму в специальную банку. Причем значения не имеет, намеренно выругался или случайно вырывалось. Если сказал еще раз, еще раз кладешь деньги в банку. При таком подходе за месяц в небольшом офисе можно собрать приличную сумму, а желающие оплатить безлимит на месяц все равно останутся в минусе.
В Екатеринбурге решили пойти по тому же пути на государственном уровне и предлагают увеличить штрафы с 500 рублей до 7 тысяч в зависимости от обстоятельств нарушения.
Анна Гурарий, председатель городской думы Екатеринбурга: «Особую значимость, мне кажется, данная инициатива может иметь, когда мы говорим про школы, про образовательные учреждения. И я очень надеюсь, что это станет подспорьем для педагогов, которые, к большому сожалению, очень часто сталкиваются с тем, что в образовательных организациях звучат те слова, которые там звучать не должны».
Но с законотворцами из Екатеринбурга не во всем согласны лингвисты.
Маргарита Климова, кандидат филологических наук: «Культурный запрет
В школе села Красное в Нижегородской области пошли как раз по такому пути. Вопрос мата здесь еще полгода назад прочно стоял на всех четырех корнях и их производных. Но сейчас дети сами делают друг другу замечания. Здесь взяли на вооружение методики проекта «Россия без сквернословия».
Елена Иванова, руководитель методического объединения классных руководителей: «Ребенок заводит дневник, в этом дневнике каждый день он отмечает свою борьбу. Каждый ребенок придумал себе взыскание за сказанное нецензурное слово».
Чаще всего взысканием становятся отжимания или приседания. А дальше работает принцип коллективной справедливости. Если отжался сам, то уж точно будешь следить, чтобы и другие отжимались в случае чего. С дошкольниками по таким методикам разговор куда деликатнее. Все в игре и на образах.
По данным исследований, мат мешает развитию эмоционального интеллекта у детей. У взрослых же, которые матом разговаривают, отмечают недоразвитые лобные доли головного мозга, отвечающие за мышление, планирование и принятие решений. И тут, как утверждают специалисты, не спасают даже эвфемизмы — слова заменители, потому как звуки меняются, а смысл остается. В приличном обществе говорят: джентльмен — это тот, кто, споткнувшись о кошку, называет ее именно кошкой и никак иначе.

