Петербургские ученые изучают последствия голода, пережитого ленинградцами в осажденном городе, на здоровье их детей и внуков. Одной из первых этой темой еще более 30 лет назад занялась Лидия Хорошинина, профессор кафедры факультетской терапии имени профессора В. А. Вальдмана СПбГПМУ. Она автор более 220 печатных работ по вопросам гериатрии.
35 листов написаны ленинградским врачом. Первые заметки она делает в
Надежда Черепенина, историк, главный методист Центрального государственного архива СПб: «Тут впервые показана работа рядовых врачей. Как они пришли, как они ставили диагнозы в периоды блокады. Приходят люди, она описывает тяжелейшие состояния и врача, и больных».
Из диагнозов, пишет Сергеева, исчезли грипп, ангина, суставный ревматизм. Но количество больных увеличивалось с каждым днем. Терапевты не справлялись, а рабочие места даже не были отделены ширмами. Тепла, воды и света в поликлинике нет.
В декабре 1941 года от дистрофии и голода в Ленинграде умирает более 50 тыс. человек. В январе и феврале
Александра Шанявская, заведующий отделом использования документов ЦГАЛИ: «Это был достаточно большой коллектив исследователей. Они искали рецепты спасения города не только от цинги, но и например, от обморожения. Они выяснили, например, что от обморожения помогает масляный раствор витамина А. И вместо того, чтобы извлекать его из морковки, они научились извлекать его из субстракта хвои. Соответственно, это спасло огромное количество народу».
Долгое время работу Хорошининой не признавали в ученом мире, называя ее беллетристикой. Однако сегодня мнение поменялось. Эти знания помогут врачам предсказать возможные болезни у ныне живущих. Это лишь кажется, говорят историки, что мы всё знаем о тех 900 днях, но еще нужно ответить на многие вопросы.

