Говорят, беда не приходит одна. Радость порой тоже. На 4-й неделе беременности Маша услышала страшный диагноз.
Мария Мухамеджанова-Морозова: «Мне поставили рак второй степени. На тот момент мне было 28 лет».
В женской консультации настаивали, что нужно делать аборт и спасать себя. Но Маша хотела стать мамой. Она понимала, что с ее диагнозом больше забеременеть не сможет.
Мария Мухамеджанова-Морозова: «Ты либо болеешь онкозаболеванием, либо ты беременная. Выбирают маму, потому что ребенок еще в состоянии зародыша. Но в центре Кулакова есть возможность делать химиотерапию на фоне беременности. Врачи хором в тот момент мне сказали: родим, вылечимся, все будет хорошо».
На 16-й неделе беременности Маше начали делать химиотерапию. Выпали волосы, потом ресницы и брови.
Мария Мухамеджанова-Морозова: «Пришлось после первой химии побриться. Меня брил муж, а я сидела в ванной и плакала».
На 30-й неделе врачи провели экстренное кесарево сечение. Дочь Варвара появилась на свет с весом 1480 граммов. Ее сразу поместили в кувез, а Марию ждала сложнейшая операция. Мама и дочь увиделись лишь через неделю в детской реанимации.
Мария Мухамеджанова-Морозова: «Я помню, что я стояла и плакала, но это было лучшее мое 14 февраля, потому что я ее наконец-таки увидела. Это День влюбленных, но у нас это такой день влюбленных мамы и дочки».
Сегодня Варе почти три года. Она вовремя поползла, пошла и заговорила. Мария три года в ремиссии. Их фотографии стали символом их общей победы.
Мария Мухамеджанова-Морозова: «Онкологический диагноз однозначно не приговор, и недоношенность не приговор».
В отделении детской реанимации и интенсивной терапии папа другого малыша читает ему сказки через стекло бокса-инкубатора. Согласно статистике, каждый десятый ребенок в мире появляется на свет раньше положенного срока. Ребенок считается недоношенным, если родился с 22-й до 37-ю недели беременности. Самые уязвимые — дети с экстремально низкой массой тела, меньше 1000 граммов. Сегодня у них есть шанс.
Геннадий Сухих, директор Национального медицинского исследовательского центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В. И. Кулакова: «Выживаемость детей с экстремально низкой массой тела у нас выше 65%, а 1000–1500 — до 96–97%. Это очень высокие, очень достойные цифры, которыми можно гордиться».
Современное выхаживание — это сплав современных технологий и кропотливой работы медиков. Главными союзниками врачей в борьбе за жизни малышей, родившихся раньше срока, становятся современные реанимационные боксы — кувезы. Это сложнейшие аппараты, которые создают для ребенка искусственную среду, заменяющую утробу матери, поддерживают идеальную температуру и влажность, защищают от инфекций. Аппаратура — глаза и уши врачей, которые мгновенно сигнализируют о любых изменениях состояния пациента.
Алеся Рудакова, врач анестезиолог-реаниматолог Национального медицинского исследовательского центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В. И. Кулакова: «У нас осуществляется непрерывный мониторинг, то есть мы контролируем частоту сердечных сокращений, артериальное давление. Этот мониторинг у нас контролируется и в ординаторской, и на посту медсестер».
Датчики на коже позволяют аппарату в реальном времени подстраиваться под состояние недоношенного малыша, у которого нет иммунитета, он не может сам дышать и есть.
Андрей Лоредо Диас, врач-анестезиолог-реаниматолог перинатального центра ГКБ им М. П. Кончаловского: «Это не просто капельница, а капельница, содержащая все необходимые питательные вещества — белки, жиры, углеводы и витамины. Чтобы вводить эти растворы для внутривенного питания в течение всех суток равномерно, есть приборы, которые называются инфузоматы».
В Екатеринбурге на Уральском оптико-механическом заводе холдинга «Швабе» госкорпорации «Ростех» первый российский инкубатор для выхаживания младенцев был собран еще в 1994 году. С тех пор уральские разработчики создают самое передовое неонатальное оборудование.
Сергей Искачёв, директор Научно-конструкторского бюро гражданского приборостроения УОМЗ им. Яламова: «Мы занимаем порядка 50% рынка неонатального оборудования. Самое главное преимущество отечественного разработчика в том, что он находится в непосредственной близости от тех специалистов, которые эксплуатируют это оборудование. Медперсонал активно общается с предприятием, с разработчиками, передает свой опыт».
После 2022 года спрос на надежное медицинское оборудование, от которого зависят первые минуты жизни малышей, с маркировкой «сделано в России» только растет. Уральскому заводу есть что предложить. Среди разработок есть оснащенный современной микропроцессорной системой инкубатор интенсивной терапии новорожденных. Его используют в сотнях роддомов по всей России. Особая гордость завода — мобильный инкубатор для перевозки недоношенных детей и открытая реанимационная система.