В Историческом музее завершили масштабную реставрацию двух полотен Генриха Семирадского короля русского академизма. Работу над грандиозными картинами реставраторы вели прямо в стенах музеях. Перевозить их в мастерские специалисты не рискнули из-за возраста полотен. Художник написал их к открытию музея в 1881 году. С тех пор картины обновляли лишь один раз в 1930-х годах прошлого века.
Отреставрировать два эпичных полотна размером 4 на 5 метров — задача и без того непростая. Но это если в мастерской, со специальным светом и оборудованием. А выполнять работы пришлось прямо на месте — в Историческом музее. Речь идет о картинах Генриха Семирадского «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом» и «Похороны руса в Булгаре».
Алексей Левыкин, гендиректор Исторического музея: «Просто невозможно было демонтировать и перевезти в реставрационные мастерские картины, которые надо было реставрировать».
На протяжении трех месяцев посетители Исторического музея могли наблюдать кропотливую работу реставраторов. Сантиметр за сантиметром они очищали картины от загрязнения, налипшего на поверхность. Необходимость реставрации была видна даже не профессионалу: сцена казни в верхней части полотна и конная фигура в центре были почти неразличимы. Всему виной оказались предыдущая реставрация и простой воск, входивший в состав защитного слоя.
Ирина Крылова, заведующая мастерской реставрации масляной живописи Исторического музея: «Единственная задача у нас была — бороться с этими загрязнениями, которые спаялись с лаковым слоем, потому что там был воск, они как бы приклеились к нему. И вот все это время, три месяца, мы удаляли загрязнение».
В ходе работы делались и маленькие открытия.
Ирина Владимирова,
В картинах важны каждые детали. Обычно исторические полотна писались как плод фантазии художника, а здесь это максимально достоверная на конец XIX века реконструкция реально произошедших событий. В основе — не библейский сюжет, античный миф или знаменитое историческое событие, а похороны руса в Булгаре.
Уважаемый в Европе, но имевший противоречивую репутацию в России Генрих Семирадский тем не менее был звездой живописи и работал над заказом основателя Исторического музея графа Уварова с обстоятельностью профессора истории. Надо было византийскую парчу — шел в музей, а образцы оружия и одежды присылали в Рим в виде эскизов.
При поддержке Клуба друзей Исторического музея всего через три месяца реставрации работы предстали такими, какими они были полтора века назад.

