Судя по настроениям европейских лидеров по итогам Давоса, Дональд Трамп не вел с ними переговоры, а просто ставил условия. Эволюция «особых» отношений ближайших трансатлантических союзников ускорилась.
Эммануэль Макрон приглашал Трампа на ужин в четверг в Париже, вместо этого вечер четверга президент Франции провел в Брюсселе в компании Каи Каллас и Науседы, которые, в отличие от Трампа, никогда не похвалят модные очки, не смахнут
Январский вечер в пасмурном Брюсселе в компании прибалтов, которых намертво заклинило на теме России, несмотря на то, что саммит
Кая Каллас, верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности: «Мы не видим никаких уступок со стороны России. Все наоборот. Они усилили нападения на мирное население, гражданскую инфраструктуру, в то время как на Украине очень суровые зимы. Поэтому любые разногласия между союзниками, такими, как Европа и Америка, идут лишь на пользу нашим противникам, которые смотрят на нас и наслаждаются видом».
На этом саммите Кая Каллас утверждает, что ее видом
Гитанас Науседа, президент Литвы: «Очень важно понимать, что мы можем достичь гораздо большего, останавливая агрессию России и Китая».
Впрочем, Макрону легче в тысячный раз выслушивать этот прибалтийский поток, чем возвращаться в Париж, где еле стоит на ногах его правительство, где бюджет на уже идущий год так и не принят, где от домашних неприятностей у него лопаются сосуды в глазах.
Эммануэль Макрон, президент Франции: «Я рад, что мы начали неделю с эскалации, угроз вторжения, введения тарифов и вернулись к ситуации, которая кажется мне гораздо более приемлемой».
Так у Макрона наступила стадия принятия. Приемлемой ему кажется ситуация, что Трамп продавил свою идею, не применив против европейцев военную или экономическую силу, а лишь припугнув их этим. Сначала Трамп сказал, что получит Гренландию без единого выстрела, а теперь добавляет, что и без единого цента. И все это для европейцев приемлемо.
Дональд Трамп, президент США: «Мы получим все, что хотим, и совершенно бесплатно. Сейчас ведутся переговоры, обсуждаются детали сделки, но, по сути, это будет полный доступ без временных ограничений».
Дональд Трамп добавил, что сделка позволит разместить в Гренландии часть американской системы противоракетной обороны «Золотой купол». На экстренном саммите европейских лидеров в Брюсселе обсуждали эти слова, которые Трамп сказал не европейским лидерам, а своему любимому телеканалу Fox News.
Эммануэль Макрон: «Мы встречаемся на неформальном европейском совете, чтобы показать единство европейцев в поддержке Дании и ее территориальной целостности, чтобы показать, что все возвращается к порядку и спокойствию, когда Европа едина и сильна».
Показывать все эти прелести Макрон собрался Трампу, но Трампу они неинтересны. На форуме в Давосе американский президент заявил, что не считает Европу при современных лидерах ни единой, ни сильной, ни способной к организации порядка и спокойствия.
Дональд Трамп: «Последствия их разрушительной политики оказались весьма плачевными, включая замедление экономического роста, снижение уровня жизни, снижение рождаемости, усиление социально деструктивной миграции, повышение уязвимости перед враждебными иностранными противниками и значительное сокращение численности вооруженных сил».
На саммите Евросоюза не было лидера вышедшей из него Британии. Собственно, Brexit произошел потому, что Британия понадеялась на отношения с Вашингтоном вместо отношений с Брюсселем. На карикатуре британского журнала The New Statesman Стармер рвет на себе рубашку, жалея о разорванных связях с Евросоюзом.
Вашингтон показал себя ненадежным союзником и приостановил обсуждение с Лондоном торговой сделки. Стармеру попадает по шапке от Трампа так же, как остальным европейцам. Заявления Лондона, что он за территориальную целостность Дании, Вашингтону неинтересны. Зато Вашингтону интересно, как англичане греют им сиденье, то есть берегут землю под их военными базами.
У Британии есть своя «Гренландия». Точнее, была, и только не глыба льда, а тропический архипелаг Чагос. Кир Стармер отдал эти острова не тому, кому надо — не Дональду Трампу, а обратно старым владельцам — Маврикию, хотя на островах давно располагалась американская военная база.
Если Гренландию Трамп предлагает у Дании купить, то Британия отдала острова за так, да еще и обязалась 100 лет платить по 100 миллионов фунтов в год Маврикию за аренду островов, чтобы оставить там американскую военную базу. Такое ведение дел не
Трамп заявил в Давосе, что арендовать острова неправильно, надо ими владеть. Снимать Гренландию, как квартиру, он у Дании не будет. Если уж он вкладывается в инфраструктуру, ему нужна собственность. Так что арендатор Чагоса Стармер, с точки зрения Трампа, вероятно, простофиля, как и большинство участников саммита в Брюсселе, которые покинули его, по словам издания Politico, без комментариев, что необычно и, вероятно, является следствием их разногласий. То есть расходились, как с похорон, молча.
В это время в Москве проходила встреча Владимира Путина со Стивеном Уиткоффом и Джаредом Кушнером, касающаяся Украины. Без представителей Европы. Европейские лидеры по этому поводу могут организовать еще один экстренный саммит и пригласить на него всегда готовых бывших пионеров Каллас и Науседу. А кого еще? Ведь даже Зеленский европейцам уже хамит.

