В Давосе сегодня ждут Дональда Трампа, которому еще до прибытия удалось посеять на площадке форума настоящий хаос. Речь идет не только про заявления по Гренландии. Пока европейские лидеры предвкушают непростую встречу с хозяином Белого дома, СМИ обсуждают внезапное прозрение французского президента Макрона.
В горнолыжном швейцарском Давосе настроение совсем не горнолыжное: Европа стремительно несется вниз, но не получает при этом удовольствия. Мастер спорта бы точно обошел вешки, расставленные Трампом, а Европа со свистом катится к подножию горы, как чайник. По признанию премьера Бельгии, настроение на курорте пессимистичное.
Барт де Вевер,
Так Барт де Вевер прокомментировал события, предшествующие встрече в Давосе. В декабре страны Евросоюза не смогли договориться о достаточных гарантиях для Бельгии, чтобы отжать хранящиеся в бельгийском депозитарии деньги российского Центрального банка. Это лишь один из недавних примеров европейского неединства. Единство заметно лишь в одном: эти 27 стран дружно на глазах всего мира переходят из разряда вассалов в разряд смердов.
Барт де Вевер: «До сих пор мы пытались задобрить нового президента в Белом доме. Мы зависимы от Соединенных Штатов, нам приходилось быть сговорчивыми. Но сейчас пересекаются так много красных линий, что перед нами встает вопрос о самоуважении. Быть счастливым вассалом — это одно, а несчастным рабом — несколько иное. Если вы отступите сейчас, вы потеряете свое достоинство».
Но не все так ясно оценивают происходящее. Урсуле фон дер Ляйен по старой памяти кажется, что она в роли повивальной бабки помогает родиться новой Европе. Со старой Европой, похоже, ее же усилиями покончено.
Урсула фон дер Ляйен, председатель Европейской комиссии: «Мой посыл таков: если изменения будут продолжаться, то и Европа должна меняться. Пришло время использовать возможность и построить новую независимую Европу. Дамы и господа, эта Европа уже рождается».
На форуме в Давосе на момент произнесения этих речей Трампа не было, он прибудет только сегодня и, как сообщает издание Axios, с еще более агрессивным и амбициозным настроем, чем всегда. Судя по иллюстрации, он едет, чтобы свернуть горы. Но горы уже свернуты и раскатаны. Европейские лидеры говорят только о нем или говорят обтекаемо, как Макрон, но имея в виду его одного. За свою почти
Эммануэль Макрон, президент Франции: «Мы стали свидетелями того, что мир теперь живет без правил. Международные правила растоптаны. Единственный закон, который сейчас имеет значение, — это право сильного. Имперские амбиции возрождаются».
Макрон несколько запоздало, но снял розовые очки. Он тоже упомянул в речи нелестное слово «вассал», как и бельгийский премьер, явно слушал Владимира Путина, который больше 10 лет назад говорил, что Америке нужны вассалы, а не союзники. Наконец, в Европе переварили эти слова.
Запоздало признал Макрон, что США хотят ослабить и подчинить себе Европу. Однако никакого восстания европейских рабов за этим признанием не последовало. Вместо позы защитника Гренландии Макрон принял лишь совместную по ней с европейцами позицию.
Эммануэль Макрон: «Мы решили придерживаться своих принципов и принять совместную позицию по Гренландии. Мы никому не угрожаем, мы просто поддерживаем союзника, другую европейскую страну — Данию».
Франция послала в Гренландию 15 военнослужащих. Впрочем, цифру эту можно представить и так: Франция послала в Гренландию военных в 15 раз больше, чем Британия. Издания всего мира потешаются над этим европейским военным парадом так же, как над внешним видом Макрона в Давосе, будто оставившего лыжи у печки.
Президент Франции заявил, что предпочитает «уважительные отношения хулиганским», а «верховенство закона предпочитает жестокости», но забавным его аудитории показалось то, что говорил он это в солнцезащитных очках, которые, если их носят в помещении, обычно нужны, чтобы скрыть последствия общения с жестокими хулиганами, проявившими неуважение. Так что даже на уровне атрибутов и символов европейские лидеры вызывают только смех.
Среди откровений Макрона было и признание, что экономика Франции и Европы не растет. В частности, в его стране так и не принят бюджет на текущий год. В целях борьбы с экономической стагнацией президент Франции предложил «большой семерке» договариваться со странами «большой двадцатки» и БРИКС. То есть опять кружным путем Макрон вернулся к идее, которая осенила его в конце прошлого года: о пользе возобновления диалога с Россией и о том, что без России баланса сил в мире не предвидится. Время от времени такие мысли мерцают в головах различных европейских деятелей.
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Лидеры европейских стран, включая упомянутых, в течение четырех лет заявляют о том, что с Россией садиться за один стол вообще невозможно, а потом вдруг, когда им хочется
Подводя итоги 2025 года, Сергей Лавров отметил и еще одно запоздалое признание европейцев: сегодня они открыли не Америку, а то, что Америка диктует им правила жизни.
Сергей Лавров: «Все пытаются из числа западных стран, западноевропейских стран, конечно же, понять, что происходит в мире в контексте той линии, которую объявил и проводит президент Трамп и которая, ну, наверное, вписывается в миропорядок, основанный на правилах. Только правила пишет не коллективный Запад, а один его представитель. И для Европы это, конечно, сильнейшие потрясения. Мы за этим наблюдаем».
Весь мир наблюдает за сильнейшими потрясениями и унижениями Европы. Трамп грозит тарифами тем странам, которые не поддержат захват Гренландии. Трамп публикует личную переписку с тем же Макроном, где французский президент лизоблюдствует и пишет с ошибками, позабыв о знаках препинания, о некоторых заглавных буквах, о собственном достоинстве: «Мой друг, давай поужинаем в четверг Париже». Но унижение бесполезно, Макрон Трампу не друг и не ровня, ужин Гренландию не спасет, а Макрон однажды запоздало признает и это.

