Дональд Трамп заявил о своей уверенности в том, что новые власти Венесуэлы пойдут на сотрудничество с Вашингтоном и будут выполнять его условия. «Мы здесь главные» − так ответил президент США на вопрос журналистки, кто будет управлять Венесуэлой после похищения президента Мадуро. При этом парламент Боливарианской республики сегодня приступит к работе в нормальном режиме, а руководство Вооруженных сил заявило о мобилизации для обеспечения суверенитета Венесуэлы.
Сегодня в полдень президент Венесуэлы Николас Мадуро появится в окружном суде
Илан Кац, аналитик по международному праву: «Существует ряд концепций международного права, которые Соединённые Штаты могли нарушить, захватив Мадуро, и это важно понимать в международном контексте. Прежде всего, речь идет о нарушении суверенитета государства, что предусмотрено статьей 2 Устава ООН».
Есть и другой момент, который следует учитывать, — иммунитет главы государства, согласно которому глава государства, как правило, пользуется иммунитетом даже в случае предъявления ему обвинений в совершении преступлений в период нахождения у власти.
США, конечно, не раз доказывали, что им плевать на право. В конце
Фернандо Эстенссоро, доктор американистики Университета Сантьяго: «Это чрезвычайно серьезное нарушение суверенитета Венесуэлы, суверенитета Южной Америки и суверенитета всего латиноамериканского региона. Это жестокий и высокомерный акт агрессии, который откровенно нарушает международное право и Устав Организации Объединенных Наций».
Сегодня мишенью стал президент Мадуро. Завтра любое государство или президент, который откажется подчиняться требованиям США и будет противостоять их произвольным действиям, может стать следующей целью.
Администрация Трампа фактически провела рейдерский захват чужой страны. Это даже сменой власти как таковой нельзя назвать. Никаких требований уйти в отставку никому из правительства Венесуэлы не предъявлено. Более того, Белый дом рассчитывает, что венесуэльская элита теперь переметнется к американцам. К
«Если она не сделает все правильно, она заплатит очень большую цену, возможно, еще большую, чем Мадуро», — заявил Трамп в интервью изданию The Atlantic.
Госсекретарь Марко Рубио, определенный наместником Венесуэлы, тоже не скрывает, что отныне приоритет для Каракаса — именно интересы США. А чтобы там были сговорчивее, пока останутся и санкции, и американская группировка в Карибском море.
Марко Рубио, госсекретарь США: «Это остается в силе, и это колоссальный рычаг давления, который будет сохраняться до тех пор, пока мы не увидим изменений — не только в национальных интересах Соединённых Штатов, что является приоритетом номер один, но и таких изменений, которые приведут к лучшему будущему для народа Венесуэлы».
Народ Венесуэлы, тем временем, к лучшему будущему готовится, закупая впрок все самое необходимое. Обещания о лучшем будущем часто заканчиваются пустыми полками.
Мигель Перналете, местный житель: «Я делаю покупки и беру примерно то, что мне нужно. Но немного с запасом, на случай, если возникнет дефицит или станет трудно достать продукты. Поэтому я купил чуть больше, чем обычно».
Трамп обещает поднять благосостояние Венесуэлы за счет нефти. Чтобы американские компании, выгнанные из страны пару десятилетий назад, вернулись и снова вложились в добычу.
Крис Ван Холлен, сенатор от штата Мэрилэнд от Демократической партии: «Администрация Трампа лгала американцам. Речь никогда не шла о том, чтобы остановить поступление наркотиков в Соединённые Штаты. Мы все поддерживаем борьбу с наркотиками. С самого начала все это было направлено на свержение Мадуро и захват венесуэльской нефти для американских нефтяных компаний и миллиардеров — друзей Трампа. Вот о чем на самом деле идет речь».
Правда, до сих пор никто из крупных игроков отрасли желания возвращаться в Венесуэлу не выразил. Молчат ExxonMobile и ConocoPhilips, а Chevron, единственная американская энергетическая компания, продолжающая работать в Венесуэле, осторожно заявила, что и дальше будет работать в соответствии с законами страны. Но ни слова нет об увеличении объемов.
По подсчетам экспертов, на реконструкцию венесуэльской нефтянки потребуются десятки миллиардов долларов и не месяц, не два, а долгие годы. Компании, похоже, пока не готовы настолько рисковать, зная, чем все может кончиться. Когда американцы вторгались в Ирак, они тоже утверждали, что с американской энергетикой и иракской нефтью страна будет процветать. Но
Чак Шумер, сенатор США от штата
Трамп, похоже, полагал, что отстранить Мадуро от власти будет самой сложной задачей. Сейчас, когда она решена, очевидно, что самое сложное для него в Венесуэле только начинается.

