В условиях геополитического раздела мира на макрорегионы и бума искусственного интеллекта фундаментальную ценность приобретут не финансы, а базовые ресурсы энергия и вода. Такой прогноз приводит в своей колонке для South China Morning Post российский экономист Альберт Бахтизин, директор Центрального экономико-математического института РАН. По его мнению, доступ к этим ресурсам будет определять глобальное влияние в новой технологической эре.
Директор Центрального
По мнению эксперта, в этой новой реальности, где ИИ становится движущей силой высоких технологий, критически важным оказывается доступ к дешевой энергии для питания
Энергия лежит в основе развития ИИ, нового транспорта и цифровой инфраструктуры. «Эта система могла бы не только ускорить трансграничные расчеты в национальных валютах, но и стимулировать появление новых цифровых валют, стоимость которых привязана не к золоту, а к чистой энергии», — пишет аналитик. Он приводит в пример Китай, который за 40 лет увеличил выработку электроэнергии на более чем 2300%, обеспечив почти половину мирового роста, в то время как показатели США выросли лишь на 65%.
МВФ в своем недавнем докладе также назвал воду стратегическим фактором глобального экономического развития и одним из важнейших ресурсов XXI века. По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), экономическая ценность водных ресурсов оценивается в 58 трлн долларов, или 60% мирового ВВП.
Изменение климата усугубляет проблему нехватки воды: к концу века повышение температуры поверхностных пресных водоемов может привести к сокращению доступной мощности мировой тепловой энергетики на
По данным Всемирного банка, Россия и Китай входят в число стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами, а также в первую пятерку по запасам возобновляемой пресной воды. «В эпоху макрорегионов глобальное влияние все больше будет определяться способностью обеспечивать сложные технологические системы достаточным количеством энергии и воды. Это не далекая проекция, а формирующаяся реальность», — резюмирует профессор Бахтизин.
По материалам: South China Morning Post.
