В России снизились темпы подорожания авиабилетов. По данным агрегаторов, их стоимость на отечественном рынке по итогам года выросла в пределах инфляции. Деловая пресса, которая сегодня обсуждает эту тему, отмечает, что на некоторых зарубежных направлениях цены и вовсе снизились.
Билеты на самолет резко замедлили темпы своего подорожания. В сервисе Aviasales подсчитали, что в этом году перелет экономклассом в страны дальнего зарубежья стоил в среднем 26,5 тысячи рублей. Это примерно на 5,5% меньше, чем в прошлом году. Билеты в постсоветские страны выросли почти на 3%. Авиабилеты по России подорожали на 6,5%.
Эту статистику приводит газета «Коммерсантъ» и добавляет, что, по подсчетам других сервисов — OneTwoTrip и Туту.ру, перелет за границу подорожал за год на
И это, конечно, очень сильно отличается от того, что происходило в предыдущие три года. По данным Росстата, в 2023 году авиабилет по России подорожал на 22,2%, не просто опередив темпы официальной инфляции в три раза, но и показав самый сильный рост за 15 лет. А в прошлом году, по данным Российского союза туриндустрии, билеты на самолет на внутрироссийских направлениях прибавили еще 22,5%.
На то, что в этом году авиабилеты стали дорожать гораздо медленнее, мог повлиять курс доллара. По крайней мере, в прошлом году, когда билеты сильно дорожали, в Российском союзе туриндустрии это объясняли в том числе и затратами авиакомпаний на обслуживание своего флота. Флот этот в подавляющем большинстве иностранный и требует расходов в валюте. А за этот год доллар подешевел уже больше чем на 20%. В начале 2025 года курс доллара был 102 рубля, а сегодня — около 80.
Главный редактор сайта Avia.ru Роман Гусаров объясняет не очень активное подорожание авиабилетов тем, что рост платежеспособного спроса в России замедляется. В своем недавнем обзоре Центробанк диагностировал у россиян массовый переход в режим экономии. Все больше жителей страны покупают товары по акциям, скидкам и во время распродаж, спрос смещается в сторону недорогих товаров, а в Союзе торговых центров говорят, что примерно у 80% торговых центров в России в этом году стало меньше посетителей.
Но основной причиной, по которой авиабилеты перестали резко набирать высоту, Роман Гусаров называет усиление конкуренции между авиакомпаниями. Он говорит: почти весь трафик, который потеряли российские перевозчики, достался иностранным. И если в прошлом году те перевезли 19 миллионов российских пассажиров, то в этом уже 22 миллиона. А после того, как исчезли визовые ограничения между Россией и Китаем и между Россией и Саудовской Аравией, продолжает Гусаров, это еще больше усилило конкуренцию, теперь конкретно с китайскими и саудовскими авиакомпаниями. Он резюмирует: российских перевозчиков, которые не получили ни одного нового самолета с 2022 года, ожидает еще несколько непростых лет, пока они не дождутся новых масштабных поставок.

