Группировка войск «Центр» ведет планомерную работу в окрестностях Димитрова (украинское название Мирноград). После взятия под контроль Красноармейска в том районе в окружении осталась большая группировка ВСУ. Одновременно наши бойцы проводят эвакуацию мирных жителей. Эту миссию по спасению они считают особенно важной. Люди 15 месяцев были вынуждены жить в укрытиях из-за постоянных обстрелов со стороны киевских силовиков. Любая попытка покинуть укрытие риск для жизни.
Каждый этап эвакуации мирных жителей Красноармейска превращается в самую настоящую спецоперацию по их спасению. Людей прикрывают стрелки на случай атаки дронов противника. Весь маршрут тщательно изучен и проходит под наблюдением беспилотников и разведчиков группировки войск «Центр».
По версии украинских боевиков, «неправильным беженцем» считается любой, кто выбирает не ту сторону эвакуации. Кадры, которые, кажется, облетели весь мир — в руках пожилых людей палки с белой тканью, несколько человек пытаются покинуть охваченный боями поселок. К несчастью, к ним подлетают вражеские дроны. Сначала атакуют человека с питомцем, а потом и других. Мужчина подает на колени и начинает креститься. Но это не спасает. Командование ВСУ удары по колоннам мирных жителей называет инсценировкой и несчастным случаем.
Наталья попросила не показывать лицо и не называть фамилию. Украинская сторона отслеживает новости российского телевидения и ведет репрессии в отношении родственников так называемых «предателей Незалежной». Сын женщины сейчас проживает на территории подконтрольной ВСУ, для него это интервью может закончиться обвинениями в шпионаже и реальным тюремным сроком.
Наталья, жительница Красноармейска: «Вы знаете, нас там не любят, донбассовцев. Я была в Днепропетровской области, даже простые люди не любят нас, говорят, что это
Две спортивные сумки с личными вещами и кот — все, что удалось унести Наталье из полуразрушенного дома в Красноармейске. Рассказывает: выбраться из города удалось только с третьей попытки. После бессонных ночей, холода и голода, оказавшись в тыловом городе Донецкой народной республики, сотни людей
Жизнь в сырых подвалах, обстрелы и постоянный стресс не проходят бесследно. Почти у всех беженцев проблемы со здоровьем. Многих прямо с пункта временного размещения сразу укладывают в больницы. Светлана выбралась из Красноармейска накануне утром. В небе летали беспилотники, сбрасывали гранаты, сопровождающие успешно отбивали атаку. А вот предыдущей группе беженцев не повезло, они попали под огонь
Светлана Черкашина, жительница Красноармейска: «Было очень много трупов. Я когда первый раз увидела, мне плохо стало, я присела, мне дали водички. Минут 15 в себя приходила, но мне говорили, что надо вставать, надо идти, потому что очень много дронов, обстрелы».
Сейчас украинская армия нещадно утюжит городские кварталы из всех орудий. На дороги жизни, так военнослужащие называют пути эвакуации мирных жителей, противник постоянно сбрасывает противопехотные мины с датчиками движения.
Николай едва избежал украинской мобилизации. Пока город находился под контролем ВСУ, мужчины призывного возраста не выходили из подвалов. Забирали прямо на улице, без прохождения медкомиссии сразу отправляли на передовую.
Сергей, житель Красноармейска: «Место жительство, чтобы не попасться. Если вы будете жить в Украине, вы никуда не уедете, вообще никуда, без шансов».
Всем беженцам республиканские власти выплачивают подъемные, это единовременное денежное пособие в размере десяти тысяч рублей. Кроме того, в пунктах временного размещения можно оформить российские документы, пенсию и устроиться на работу.

