Прошлые безобидные увлечения преобразились в крайне неприятную и порочащую сегодняшний образ девушки историю. 11 лет назад Даша Попова снялась в обычной фотосессии в родном Магнитогорске у местного фотографа. А в 2025-м девушка узнала, что ее подростковое лицо это иллюстрация немецкой книги про БДСМ. Согласия она на это не давала, да у нее никто и не спрашивал. Про снимки Даша уже и думать забыла, а потом отправилась в интернет и нашла там про себя неприятные новости. Обратившись к юристам, она выяснила, что в своей проблеме она далеко не одинока.
Дарья Попова — не из тех, кому нужно доказывать, что она прекрасна. Она и так все знает про себя. Взрослая, самодостаточная, начинающая
Но все это было до того момента, как она обнаружила свои фотографии на обложке книги «Ужин и смирение» — о жизни двух любителей БДСМ. На фото Даше — 15 лет. Как спустя 11 лет после обычной фотосессии в родном Магнитогорске, которую выиграла в соцсетях у популярного в городе мастера, девушка оказалась звездой немецкой литературы о нестандартных интимных практиках? Причем всей серии из девяти книг. И это, как выяснилось, лишь верхушка айсберга.
Дарья Попова: «Я решила сделать поиск по фото в Google и открыла целое эльдорадо. Amazon, Pinterest, фотостоки и огромный билборд в Москве с моим лицом».
Даше пишут знакомые и незнакомые люди, присылают фото из разных уголков мира. Ее снимки — в галереях, на обложках книг, в фотообменниках. Лицо растиражировано настолько, что кажется, будто девушку клонировали. Мало того, что ни копейки за такую рекламу не заплатили, но в случае книг про извращенцев еще и опорочили лицо, по сути, ребенка.
Дарья Попова: «Знаете, что самое страшное? Эти фото могут всплыть где угодно и когда угодно. Нам говорят о неприкосновенности частной жизни, но в реальности ее не существует. И дело даже не в деньгах, а в том, насколько это унизительно и больно».
Никаких договоров в свои 15 лет Даша, как она уверяет, не подписывала, как и ее родители. Съемка была в формате TFP — взаимовыгодного бартера. Школьнице — красивые снимки, чтоб похвастаться перед подружками, фотографу — портфолио. Алексей Маликов, судя по соцсетям, часто становился призером различных конкурсов, в том числе международных.
Эмоции моделей понять можно. Нередко так выходит, что, отсняв материал, фотографы выгружают снимки на фотостоки, хранилища изображений. Они получают деньги, а кадры улетают в бездну. Теперь купить их может кто угодно, но уже не у мастера, а у сайта. А дальше покупатель рекламирует помаду — если повезет. Или
В аналогичной ситуации оказалась и Юлия Милованова из Севастополя. Но в отличие от Даши, она подписывала релиз — документ о передаче абсолютных прав на фото автору изображений. Спустя годы и она нашла себя на обложке индийского журнала. Хотя ни в
Юлия Милованова: «У меня есть еще один журнал, но там изображены не я и моя дочка, а подруга Арина и ее дочка Афина. И они еще об этом не знают. Скорее всего, ребята тоже сфотографировались, подписали релиз и теперь попали в журнал».
Это еще раз подтверждает: дальнейшую историю миграции собственных изображений не отследишь. Уже постфактум обнаружив себя на пакете молока или упаковке чипсов, можно отозвать портрет. Но сколько времени должно пройти, чтоб эти снимки всплыли?
Валерия Рытвина, юрист по интеллектуальному праву: «По умолчанию исключительные авторские права принадлежат фотографу. Если только девушки не выкупили это авторское право по особым условиям в договоре. Если согласия на изображение гражданин не предоставил, то, несмотря на принадлежащие фотографу авторские права, он не может использовать эти фотографии».
Уголовного преследования за это, говорят юристы, нет, но гражданский иск против фотографа подать можно. В истории Дарьи Поповой из Магнитогорска на спорных снимках ей нет 18. Компенсация морального вреда будет чисто символической, но это не столь принципиально. Главное доказать, что она —

