ЕС снова не смог договориться о том, кто будет помогать Украине. На встрече глав Минфинов выяснилось, что Евросоюз может и не успеть согласовать финансовую поддержку Киеву на первый квартал следующего года. При этом ЕС продолжает пробовать разные варианты.
Евросоюз больше не сможет выдавать Украине кредиты под доходы от российских активов. Как заявил еврокомиссар по экономике Валдис Домбровскис, Украине направили последние 4 млрд 100 млн евро из этих денег. Ранее он разъяснил, что финансовые риски вокруг Украины выросли уже настолько, что ЕС и МВФ не готовы заниматься финансированием Киева в следующие 2 года.
План ЕС в том, чтобы выделить Киеву 140 млрд евро на поддержку, но сделать это за счет заблокированных активов России, которые лежат в бельгийском Euroclear.
Криступас Вайтекунас, министр финансов Литвы:
Лучшим решением, по нашему мнению, будут репарационные кредиты и нам нужно решение в декабре этого года. Конечно, мы готовы обсудить все варианты, но мы настоятельно призываем прийти к соглашению о репарационных кредитах.
Нюанс в том, что премьер Бельгии Барт де Вевер против этого. Он боится, что Россия потом отсудит у Бельгии похищенные деньги, поэтому требует, чтобы ей дали гарантии на покрытие компенсаций в случае чего. Еще Бельгия боится, что инвесторы, например, из Китая отзовут свои деньги из Euroclear
После этой истории европейцы сразу постучались в Норвегию. Она в Евросоюз не входит, но у нее крупнейший в мире суверенный фонд благосостояния с активами почти на 2 трлн долларов. Ей предложили, собственно, выступить гарантом. Однако Норвегия отказалась. Как заявил министр финансов страны Йенс Столтенберг, они уже и так достаточно поддерживают Киев.
В феврале 2022 года страны Запада заморозили примерно 210 млрд евро российских активов, большая часть из которых как раз в Euroclear. Раньше доходы с этих денег шли на российский счет, но уже больше 2 лет Евросоюз сам собирает с этой суммы капающие проценты и отправляет их на погашение кредита, который страны большой семерки дали Украине. Только вот распоряжаться самими деньгами они не могут, а к текущему моменту очень хотят, потому что только процентов им уже не хватает.

