Между Россией и США развернулся заочный диалог с элементами обвинений и предостережений на тему вероятных испытаний ядерного оружия. И в Москве, и в Вашингтоне в последние дни затрагивали и тему испытаний носителей ядерного оружия, и тему ядерных испытаний. Все это разные вещи.
Накануне в Кремле снова говорили о «Буревестнике» и «Посейдоне». «Буревестник» — крылатая ракета, «Посейдон» — подводный аппарат. Оба работают на ядерных энергоустановках. Их создателей накануне награждал президент России. И он еще раз напомнил, что разработки и новшества этих носителей, вероятно, будут использованы и за пределами ядерной триады. Возможно, при строительстве лунной базы, а также в Арктике при добыче полезных ископаемых или при конструировании новых мощных компьютеров.Также Путин рассказал некоторые новые подробности об октябрьских испытаниях «Буревестника» и «Посейдона».
Владимир Путин, президент РФ: «По дальности полета „Буревестник“, как известно, превзошел все известные в мире ракетные системы. Думаю, убедиться в этом смогли и зарубежные специалисты, поскольку в зоне и во время проведения испытаний „Буревестника“ 21 октября постоянно находился натовский разведывательный корабль. Мы не мешали его работе. Пусть посмотрят».
При этом президент напомнил, что и «Буревестник», и «Посейдон» были анонсированы заранее, и призвал не видеть в этих испытаниях угрозу
Впрочем, запуск Minuteman III был плановым мероприятием. Такие запуски проходят регулярно, и о баллистических тестах Москва и Вашингтон друг друга предупреждают.
Ракета Minuteman III — это основной носитель стратегических сил США — стартовала с полигона в Калифорнии и была направлена на теоретическую цель в Тихом океане на один из атоллов Маршалловых островов. Космические силы США отчитались, что она пролетела 6 тысяч 700 километров и выполнила задание. Но открытым остается другой вопрос — не в испытаниях носителей ядерного оружия, а в заявлениях Трампа о возобновлении ядерных испытаний. Одно — это тестировать носители и ракеты, другое — тестировать ядерные боеголовки. Трамп, судя по всему, заявлял о тестировании именно ядерных боеголовок. Но даже испытания ядерных боеголовок тоже бывают разными. Есть понятие «сверхкритичные испытания» (вся цепочка ядерной реакции в боеголовке), а есть — «докритичные» (только первые стадии срабатывания).
The New York Times накануне выпустила большую статью о том, что в администрации Трампа запутались, какие именно испытания они собираются проводить. И вот несколько заявлений из Вашингтона, на которые обращают внимание в американских медиа.
Дональд Трамп, президент США: «Россия проводит испытания, Китай проводит испытания. И конечно же, Северная Корея проводит испытания. Пакистан проводит испытания. Но они не рассказывают вам об этом. Они проводят их глубоко под землей, где люди не знают, что именно происходит. Вы чувствуете лишь небольшую вибрацию. И мы тоже будем их проводить. Я говорю, что мы будем испытывать ядерное оружие, как это делают другие страны».
The New York Times дает мнения американских экспертов, которые говорят, что, судя по всему, президент США плохо понимал, о чем говорил. Все эксперты по Договору о запрете ядерных испытаний приводят такие данные: в России и даже в Советском Союзе последние ядерные испытания провели еще в
Президент России сегодня заявил, что раз президент США настаивает на формулировке «ядерные испытания», то Россия тоже войдет в режим подготовки к такому виду тестов боеголовок.

