День народного единства, который сегодня отмечается в России, символизирует сплоченность, взаимопомощь и силу многонационального народа нашей страны. Дата связана с событиями 400-летней давности, когда ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Эта победа стала символом единения ради общей цели.
Комикс «Воевода» рассказывает о событиях и героях Смутного времени. Авторы Алёна и Виктор создают свой графический роман, чтобы буквально в картинках объяснить, как одно предательство может оставить без защиты города и погубить целое государство.
Алёна Саченко, художник: «Человек должен считывать эмоции, которые персонаж испытывает, он должен считывать настроение кадра. Мы берем за основу реальные исторические костюмы, которые существуют в музеях».
Пока авторы рисуют и пишут, та самая история прямо под окнами их мастерской горит свечами в память о жертвах того предательства. Здесь никого не забыли, свечи зажигают уже четыре века. В 1609 году часовню возвели на месте братской могилы. Отряд пана Лисовского после жесточайших боев с местным ополчением
Против того, что творили на Волге под покровительством польской шляхты приспешники Лжедмитрия II, и зародилось народное сопротивление, сначала в малых городах, таких, как Кинешма. Историки именуют его нулевым ополчением.
Виктор Живов, сценарист: «Это была первая подобного рода с монгольского, наверное, нашествия самоорганизация русских людей. Здесь это движение шло снизу, то есть со стороны крестьян, со стороны посадских людей, то есть простых горожан, ремесленников, лавочников».
Доспехи XVII века для человека современного — это, скорее, игра, а тогда это был вопрос жизни и смерти. Очень облегченная версия — шлем, или, как его называли, шишак и бердыш. Крестьянам, далеким от дел ратных, так и объясняли: руби дрова и закидывай на стог. Вот они рубили и закидывали. В экипировке русские превосходили шляхов только зимой.
Триумф нулевого ополчения Фёдора Боборыкина в битве у села Дунилово стал возможен во многом потому, что конница вязла в снегу, в то время как крестьяне быстро маневрировали и перемещались с невиданной скоростью на лыжах. Но это был февраль 1609 года. Через три месяца поляки как раз и сожгут в отместку Кинешму. В 1611 году неудачу под Москвой потерпело первое ополчение Князя Трубецкого. В Нижнем Новгороде осенью того же года народ против оккупантов поднимет земский староста, торговец мясом, гражданин Кузьма Минин.
Историки до сих пор спорят о том, где именно Минин обращался к нижегородцам. По одним данным, на Соборной площади Нижегородского кремля с крыльца земской избы. Художник Константин Маковский на своем фундаментальном полотне 7 на 6 метров изобразил Минина в посаде кремля, на паперти храма Иоанна Предтечи. И храм, и место это спустя четыре века узнаваемы. Единство русского народа художник запечатлел в моменте. Благодаря современным технологиям можно увидеть действо, из которого этот момент был выхвачен.
Нужно было ковать доспехи, отливать пушки, формировать обозы с провиантом, словом, собирать профессиональную армию. Нет точных сведений о суммах, которые собрали. По некоторым данным, это могла быть сумма в 45 или 60 тысяч рублей. Для сравнения: за рубль тогда можно было построить избу.
Сергей Гусельников, историк: «Дворяне и дети боярские, поступившие на службу, получали
Интересы общественные четыре века назад нижегородцы поставили выше личной выгоды и не прогадали. Нищий отдавал последнюю свою, как тогда говорили, деньгу, а княжна на нужды народной армии жертвовала серьги.
Войско насчитывало
Сергей Гусельников: «До нас дошел совершенно ужасающий исторический документ о том, как наши войска вошли в Кремль. На верхних этажах Кремля были обнаружены бочки с засоленными человеческими трупами. Поляки перешли к каннибализму, потому что больше есть было нечего. Это ужасающие события, их нужно помнить, их нужно держать в голове».
Победа ополчения возродила русскую государственность и обеспечила суверенитет, на престол взошла династия Романовых. Единство народа четыре века назад показало всю мощь русских людей, способных возродить государство, когда, казалось бы, все потеряно.

