В России становится больше исправительных центров ФСИН, где отбывают наказание люди, приговоренные к принудительным работам. Они живут в общежитиях, передвигаются без конвоя, работают на обычных предприятиях и даже получают зарплату.
Первое, что бросается в глаза и удивляет, когда попадаешь в исправительное учреждение, так это отсутствие привычных для таких мест атрибутов. Нет высокого сплошного забора, рядов колючей проволоки по периметру и вышек с надзирателями. А само здание с окнами без решеток, больше похожее не на тюремный барак, а на школу, поликлинику или общежитие.
В комнате осужденной Яны Ивановой, которую она делит с четырьмя соседками, пусть и не
Яна Иванова, осужденная: «Пока я не оказалась в таких местах, я никогда не думала, что это так много значит. Когда ты сжат, когда должен ходить строем, когда ты должен носить определенную одежду. И когда ты можешь купить себе одежду, которая нравится тебе».
К тому же нет никаких проблем со стиркой. В хозблоке несколько стиральных машин. Там же умывальники и душевые кабины. За стеной небольшая столовая и кухня. Никакой баланды и чефира. Можно заказать доставку продуктов или готовых блюд, хоть из ресторана. Если денег хватает. Но чаще они предпочитают готовить сами. Даже торты пекут по праздникам.
Но самое главное — выйти за территорию, в магазин, больницу, спортзал или просто на прогулку осужденные могут днем в любое свободное от работы время. С разрешения администрации. Главное требование — не приносить в центр запрещенку. Например, алкоголь. Также важно возвращаться вовремя. За нарушение можно угодить на 15 суток в настоящую камеру. Но администрация может применить и более радикальные меры в виде замены наказания на более тяжкое.
Работы хоть и называются принудительными, но принуждать особо никого не приходится. Так время летит быстрее и зарплату платят. В среднем 60 тысяч рублей в месяц, из которой до 20% удерживается в доход государства. Как и простые рабочие, осужденные имеют право на два выходных и даже отпуск. К тому же еще есть и возможность получить новую специальность.
Подобный вид наказания применяется в России с 2017 года. Осужденные не сидят на шее у государства, а приносят ему пользу. И, как показывает практика, после освобождения из исправительных центров, в отличие от тех же колоний и тюрем, они легче ресоциализируются, то есть находят себе место в обществе, а не возвращаются в криминальную среду.

