Трамп объявил о завершении войны в Газе, увеличив свой миротворческий список до восьми мирных сделок. Но скептики уже вовсю говорят, что этот peace deal не выйдет. Внешне все выглядело вполне радостно ожесточенный огонь прекратился, каждая сторона получила возможность почувствовать себя триумфатором. Но вопрос, что будет дальше, так и повис где-то над пляжами Шарм-эш-Шейха , когда руководители 20 стран покинули саммит мира. Способно ли новое соглашение дать прочный мир или тишина временна, а перспективы призрачны?
Утром в понедельник за передачей 20 освобожденных заложников родственники следили в прямом эфире и на улицах городов. Среди освобожденных — военнослужащие армии обороны Израиля, жители приграничных с сектором Газа районов и участники музыкального фестиваля «Нова», захваченные в плен террористами ХАМАС два года назад 7 октября. Один из них —
Боевики согласились отпустить последнюю группу заложников в обмен на отвод подразделений ЦАХАЛ к границам сектора и освобождение двух тысяч палестинских заключенных. Первые колонны автобусов появились на палестинских территориях тем же утром. Встречать своих родных люди бросались прямо к окнам автобусов. Больше 200 из отпущенных на свободу палестинцев были приговорены израильскими властями к пожизненному заключению, и их близкие уже не верили, что им доведется встретиться снова.
Единственным нереализованным пунктом первого этапа сделки стал возврат тел заложников: в списке на обмен числились 28 погибших, в первый день боевики предоставили лишь тела четырех. Израиль обвинил ХАМАС в срыве договоренностей, а боевики объяснили, что тела остаются под завалами в разрушенных кварталах Газы, на разбор которых могут уйти недели и месяцы.
Руби Чен, отец солдата ЦАХАЛ Итая Чена: «ХАМАС просто пытается выиграть время, чтобы выторговать свои условия, и использует тела в качестве козыря. К тому же, само мирное соглашение по Газе составлено так, что в нем нет никаких четких сроков, когда именно нужно вернуть тела и что будет, если этого не сделать».
Действительно, документ, подписанный в понедельник на саммите мира в Египте, вообще ни к чему не обязывает стороны конфликта. Вместо конкретных шагов к миру в нем в общих формулировках описывается «необходимость обеспечить безопасность и стабильность для всех народов региона — и впредь решать конфликты не силой, а путем дипломатии». Но предложений, как именно этого достичь, в «Декларации о мире и процветании» нет. Как и самого мирного плана Трампа по Газе, большинство пунктов которого так и не были согласованы.
Филипп Бешад, политолог: «Весь этот красивый, пышный саммит в
Помимо
Ричард Стенгел, бывший заместитель госсекретаря США по вопросам общественной дипломатии: «Почему Биби отказался? Я думаю, что это было логично. Иначе он стал бы аутсайдером на этом празднике, куда приехали главы Катара, ОАЭ, Саудовской Аравии. Никто сейчас не хочет пожимать руку Нетаньяху после того, как за последние два года погибло 67 тысяч палестинцев».
Слиман Зегидур, писатель, политический обозреватель: «Была и другая причина. Президент Турции Эрдоган, который летел в Египет на самолете, узнал, что Нетаньяху может появиться на саммите, и сказал „или он, или я“. Трамп оказался перед дилеммой: нужно было выбрать
Праздновать освобождение заложников Нетаньяху пришлось отдельно от остальных участников «саммита мира» — без лишних глаз и на родной земле, зато один на один с триумфатором перемирия. Красная ковровая дорожка, оркестр и почетный караул в аэропорту
Израильский премьер первым делом подарил гостю золотого голубя мира. В Кнессете депутатам раздали красные кепки, которые часто носит сам американский президент с надписью «Трамп —
Дональд Трамп, президент США:
Трамп хвалил Нетаньяху. Нетаньяху в ответ назвал Трампа «самым большим другом Израиля за всю историю». Эту атмосферу не смогла нарушить даже акция оппозиционных депутатов, которые в
Гордиан Фриц, политический обозреватель: «Главный вопрос, который сейчас волнует всех: что будет дальше? Да, заложников вернули, но боевики ХАМАС не подписали мирный договор, мировые лидеры разъехались, сделав общее фото в Египте. Ни слова не было сказано, каким должен быть следующий шаг».
Видение этих шагов у каждой стороны свое, и они едва ли ведут к долгосрочному миру. ХАМАС отказывается складывать оружие и покинуть сектор, что предусматривает второй этап плана Трампа. Вместо этого боевики с первых же дней прекращения огня прямо на улицах демонстративно расправляются с теми, кто, по их мнению, сотрудничал с израильской армией.
Израиль с момента объявления перемирия уже 47 нарушил режим прекращения огня, погибли десятки мирных жителей. Теперь каждый из таких обстрелов рискует снова перерасти в полномасштабное противостояние. На минувшей неделе министр обороны Исраэль Кац поручил подготовить всеобъемлющий план военного разгрома ХАМАС в Газе на случай возобновления боевых действий. И, судя по утечкам в прессе, несмотря на разногласия в высшем командовании, руководство ЦАХАЛ уже подсчитывает, сколько может еще потребоваться денег, чтобы воевать с ХАМАС дальше.
49 миллиардов долларов США — в такую сумму на сегодняшний день обошлась операция Израиля в секторе Газа бюджету страны. Это — десятая часть ВВП. По данным Банка Израиля, расходы на эту операцию превзошли все мыслимые прогнозы и обернулись настоящим потрясением для экономики. Как пишут израильские СМИ, эти затраты несопоставимы с исходом операции в Газе: военным путем не удалось ни разгромить ХАМАС, ни вернуть заложников, а разрушения в анклаве таковы, что люди, возвращаясь на север региона, вынуждены выживать среди руин.
Меньше, чем через неделю после наступившего перемирия возникли проблемы с гумпомощью. В среду Израиль объявил о приостановке поставок через три пункта пропуска на границе до момента, пока боевики не вернут тела всех погибших заложников. Закрыт и главный
Все выпуски программы «Итоги недели».

