Заявления, которые звучали на Валдайском форуме, и тезисы, с которыми европейские политики выступали на саммите в Копенгагене, наглядно показывают, насколько разным видится будущее всего континента и насколько по-разному Европа и Россия пытаются обеспечить стабильность. Выступление Владимира Путина на «Валдае» стало масштабным изложением российской позиции. Его центральная тема неизбежный крах однополярного мира и рождение новой, полицентричной реальности.
Более 140 экономистов, политологов, дипломатов и философов из 42 стран собрались в Красной Поляне на форуме клуба «Валдай». Никто уже давно не спорит: однополярный мир или многополярный. Владимир Путин, который принял участие в пленарной сессии форума, сравнил мир с физикой. Если раньше все жили на уровне классической ньютоновской науки, где все четко структурировано, то теперь — на квантовом уровне.
К примеру, США покупают у России уран для своих АЭС, но при этом пытаются запретить Китаю и Индии покупать у Москвы нефть. В старом мире это сработало бы, в новом — попытки навязать гегемонию проваливаются.
И тут все страны можно разделить на две условные группы: тех, кто пытается встроиться в новую систему, и тех, кто всеми силами старается вернуться к ньютоновским настройкам. Среди первых Китай, Индия, Бразилия, Иран и Россия. А среди вторых — Запад. Эту линию разлома хорошо видно на примере украинского кризиса. Европа не просто держится за старый мир, но и сражается за него: санкции, финансовая помощь Киеву, поставки оружия, разведданных, инструкторов. Именно поэтому Владимир Путин несколько раз подчеркнул, что России, по сути, противостоят не ВСУ, а блок НАТО.
В Европе желание нанести России «стратегическое поражение» никуда не делось, к тому же оно подпитывается еще одним не менее важным фактором.
Радика Десаи, профессор факультета политических исследований Университета Манитобы (Канада): «У западноевропейских элит настолько упала легитимность, что они могут удерживать власть только через разные обходные пути. Например, через антимигрантскую риторику. Или через образ „угрозы России“: мол, она страшна, надо готовиться к войне. Это нужно, чтобы подавлять оппозицию и проводить экономическую политику, которая невыгодна простым людям».
Стена непонимания между Европой и Россией уже построена. Теперь Брюссель хочет построить «стену дронов». И тут возникает два вопроса. Первый — технический. Второй — финансовый.
С высоты 1500 метров, где проходило заседание клуба «Валдай», европейские страхи и «стены дронов» выглядят особенно странно. «Они же не могут верить в то, что говорят, — что Россия собирается нападать на НАТО. В это поверить невозможно. А своих людей убеждают», — отмечал Путин.
А ведь рецепт решения многих проблем Европы прост: перестать демонизировать Россию.
Выпуски программы «Центральное телевидение»

