Российские ученые сегодня работают над новым поколением бионических протезов. Совсем скоро механические конечности научат чувствовать, а управлять ими можно будет буквально силой мысли, как в кино. Используя новейшие технологии, электронную начинку напрямую соединят с нервной системой человека.
Долгожданный для Юлии день настал, она получила новую руку.
Юлия Чеснова: «Здесь гильза другая. Также новинка — это фиксация пальцев. До этого сжатие было через сгиб локтя, сейчас каждый палец можно по отдельности зафиксировать».
Для девушки это уже не первый протез, технология развивается, появляется все больше возможностей. Но каким бы он ни был удобным и функциональным, все же есть ограничения, которые не обойти. Например, когда закрыт указательный или средний, большой палец закрыть нельзя. Да и
Как же заставить протез чувствовать, как импульсы в нервной системе человека объединить с сигналами, то есть с разрядами тока, внутри проводов киберрук, по сути, инородного тела для нашей биологической системы? И у медиков, и у программистов уже есть ответ на этот вопрос.
Для начала на протезе нужно установить датчики, чтобы определить размеры, жесткость и температуру предмета. Информация с этих датчиков поступает на небольшой герметичный микропроцессор размером со спичечный коробок, который вживляют в тело человека. Этот имплант посылает обработанный сигнал нервам через специальный электрод, который тоже вживляют на операции.
Здесь самое главное — грамотная настройка всей системы, то есть обучение, ведь чувствительность у каждого разная. Нужно, чтобы мозг конкретного человека по амплитуде колебаний тока в датчиках отличал крепкое от хрупкого, чтобы, например, вместо стеклянного стакана с холодной водой рука не отправляла информацию о том, что держит мягкий бумажный стаканчик с горячим чаем. Это уже не просто теория, а проект, у которого есть четкий план и сроки.
Артур Биктимиров,
Задача перевести киберпротезирование из области фантастики в реальность легла на плечи специалистов федерального Центра мозга и нейротехнологий. Им удалось добиться прогресса, например, избавить пациентов без руки от фантомной боли. Электроды, которые подключили к нерву на операции, заблокировали поступавший в мозг сигнал о дискомфорте. Теперь нужно, наоборот, научить человека чувствовать не фантомную, а механическую руку.
Артур Биктимиров: «Само хирургическое вмешательство занимает около часа. Задача — выделить нерв, положить рядом электрод, дальше снимать с него сигнал и передавать на стимулятор или в обратном порядке».
С точки зрения технического оснащения тоже почти все готово.
Алексей Ахметшин, заместитель генерального директора ООО «Моторика НЕМО»: «Мы здесь являемся одними из пяти мировых игроков, которые движутся в этом направлении. Нейроимплант представляют собой небольшой, 4 на 4, титановый корпус, в нем есть микроэлектроника, в том числе батареи, он подключается к электроду».
Современные врачи используют все последние достижения микроэлектроники. Сами импланты становятся все меньше, а их батареи живут дольше.
Мария Бондарева,
Такие же устройства могут программировать чипы для киберрук. Этим тоже занимаются в сколковской «Моторике», чтобы такие клиенты, как Юлия, смогли не только
Юлия Чеснова: «Я не чувствую протез, я иногда им цепляюсь, иногда могу даже
Ждать осталось до 2030 года. Тогда должен быть готов предсерийный образец. В рамках клинических испытаний добровольцы смогут пожать киберруку еще раньше.

