В МИД РФ заявили, что власти Молдавии нарушали все мыслимые и немыслимые международно-правовые положения при проведении парламентских выборов. И что нарушения были настолько масштабными и очевидными, что их отметили даже европейские наблюдатели.
Молдаване, чье волеизъявление власти столь грубо проигнорировали вышли на улицы Кишинева, как подчеркивают организаторы, исключительно на мирный протест. Впрочем,
Пока люди на улицах скандируют слово «свобода», президент Майя Санду подводит итоги избирательной кампании, тоже говоря о свободе, которая отличается от того, чего хотели бы ее соотечественники.
Майя Санду, президент Молдавии: «Конечно, это будет непросто. Мы понимаем, что Россия не собирается менять свое отношение к ЕС. И то, что Россия делает сегодня в Молдове, касается не только Молдовы, но и, прежде всего, ЕС. Но мы хотим, чтобы эта страна оставалась частью свободного мира».
Чтобы попасть в так называемый свободный мир Санду и партии «Действие и солидарность» пришлось потрудиться так, что наблюдатели снаружи и внутри пришли к единодушному заключению.
Василий Тарлиев, лидер партии «Будущее Молдовы»,
Главный поставщик голосов за правящую партию — европейские диаспоры. Для самой большой российской диаспоры власти Молдавии напечатали всего 10 тысяч бюллетеней и открыли в Москве 2 участка. А для стран ЕС, где молдаван значительно меньше, чем в России, — 800 тысяч бланков. В Европе открыли десятки избирательных участков, только в Италии — более 70. В России — всего 2. Также российским молдаванам поступали угрозы. Возмущенные таким циничным манипулированием люди делятся в соцсетях фото- и видеофактами пустых зарубежных участков от Далласа и Чикаго до Копенгагена.
Есть кадры из Пармы: на часах половина восьмого утра, а на столах урны, уже забитые бюллетенями. Количество наблюдателей было сурово ограничено. В городе Брешиа журналистка молдавского СМИ попыталась познакомиться с работой избиркома, ссылаясь на закон о журналистике.
Наталья Цыганова, журналист: «Мне не разрешили войти и отвели к сотрудникам полиции. Они забрали документы, допрашивали».
Широко разлетаются и кадры пресловутых «избирательных каруселей», когда одни и те же люди ездят по разным избирательным участкам. Такое видели и в Румынии, и в Болгарии. Данные с зарубежных участков в систему Центризбиркома ввели только к утру, и правящая партия «Действие и солидарность» (правящая партия «Действие и солидарность» (PAS) смогла вывести себе чуть более 50% голосов.
В Гагаузии за 2 часа до закрытия участков зависли компьютеры. Заблокировали власти Молдавии и еще один регион, который мог повлиять на исход выборов — Приднестровье, где не открыли вообще ни одного участка и закрыли мосты через Днестр.
Алексей Мартынов, директор Международного института новейших государств: «Главным, на мой взгляд, потерпевшим или пострадавшим в этом процессе является, безусловно, молдавский избиратель и молдавский народ. Им не просто намекнули, а двусмысленно продемонстрировали, что от них ничего не зависит, что на их мнение, их конституционные права всем глубоко наплевать: как решат евробюрократы, так с вами будет».
Власти Молдавии готовились к этим выборам и заранее у оппозиции проводили обыски, инициировали против ее лидеров уголовные преследования. Главу Гагаузии Евгению Гуцул, мать двоих детей, бросили за решетку по делу о незаконном финансировании партии «Шор», а саму эту партию объявили вне закона. За день до выборов сняли партии «Сердце Молдовы» Ирины Влах, третью по популярности, и партию «Великая Молдова» во главе с бывшим антикоррупционным прокурором Викторией Фуртунэ. Эта победа равносильна поражению, то есть пиррова. Но владеет ли такой терминологией Майя Санду?
Илан Шор, лидер оппозиционного блока «Победа»: «Фальсификация — это фальсификация, это подделка. И она прекрасно сама об этом знает. Самое страшное, что мы видим, что ее европейские владельцы, потому что она наемник западных стран, по факту, она чистый наемник, — очень рады, они так видят себе демократию сегодня. У них уже не двойные, а тройные стандарты, которые они применяют, в том числе и в Молдове».
Михаил Ахремцев, политический обозреватель: «Спектр политических вот этих грязных технологий, который там применялся. Казалось бы Европа, которая сейчас вроде бы молчит, но та часть, которая оппозиционная нынешнему правящему курсу ЕС, они же прекрасно понимают, что то, что обкатали сейчас на примере Молдавии, оно докатится и до них: до Франции, до Германии. Вот именно в таком страшном, обезображенном, не имеющем ничего общего с демократией виде».
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уже заявила, что для Молдавии двери в ЕС открыты. Исход выборов приветствовал и президент Франции Эммануэль Макрон. Оппозиция Молдавии пока приходит в себя и думает о том, как объединяться и найти способ указать PAS и Санду на их подлинное место.

