За последнее несколько лет силовики задержали несколько представителей влиятельных дагестанских кланов. Почему главными фигурантами таких дел оказываются чаще всего крупные чиновники? Как обычные горы Дагестана они превратили в золотые? Каков на самом деле масштаб хищений?
Идейным вдохновителем террористов, устроивших в республике летом 2024 года настоящую бойню, следователи считают
Александр Беляев, бывший сотрудник ФСБ: «Семья Омаровых очень хорошо было известна своей надменностью, дерзостью, тем, что они не уважали окружающих людей и ставили себя выше них. Рано или поздно
Глава еще одного влиятельного дагестанского клана — мэр Кизилюрта Магомед Магомедов, известный в криминальных кругах под кличками Большой Махач, или Чалма, стал фигурантом сразу нескольких громких уголовных дел: о растрате, убийстве, бандитизме и финансировании террористов. В ящиках и сейфах в доме у Магомедова сотрудники ФСБ обнаружили внушительный арсенал оружия и патронов, несколько паспортов и пачки денег. Нашлись и шкатулки с драгоценностями, а для обуви чиновник выделил даже целую комнату, где хранились более 50 пар туфель и кроссовок.
Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН: «Практически все они — выходцы из
По словам экспертов, путь Магомедова через кресла депутата, главы налоговой полиции и министра спорта республики был устлан не заслугами, а криминальными связями. И сейчас Большого Махача обвиняют не только в растрате бюджетных средств, но и в связях с террористами, а также бандитизме.
Сыщики установили, что именно Магомедов заказал убийство в
Высокопоставленные друзья были и у задержанного
Своей стремительной карьере этот бывший чиновник обязан старшему брату Гамиду, который и сам рвался в верхи республиканской власти, и тащил за собой родню. После гибели Гамида Гамидова
Руслан Курбанов: «Многие из них, поднявшись, закрепившись на государственных позициях, легализовали заработанные ими деньги. И постепенно они начинали обрастать достаточно сильной уверенностью в себе и позволять себе такие вещи, такие поступки, такую неприкрытую демонстрацию собственной роскоши, собственного влияния, что это вызывало дикое раздражение у простых людей».
Вслед за арестом главы клана рухнул и семейный банк бывшего премьера республики. «Эльбин», который на рубеже
Эдуард Уразаев, политолог,
В свое время в этом банке работал и будущий сергокалинский глава Магомед Омаров, но за махинации Гамид Гамидов его выгнал. А позже проворовавшемуся Омарову доверили целый район. Уже после ареста Омарова следствие выявило многочисленные нарушения им закона: подделка документов, мошенничество, отмывание денежных средств. Много вопросов у сыщиков и к тому, как бывший глава района распоряжался муниципальной землей.
Оказывается, вместо положенных по закону 49 лет аренды Магомед Омаров и его команда заключали договоры с местными фермерами лишь на 11 месяцев. С теми, кто посмел возмущаться, разговор короткий: либо в следующем году договор аренды не продлят, либо участок отберут еще до конца сезона.
А пока простым жителям глава района Омаров годами отказывал в аренде земли, для старшего сына Османа он без проблем оформил сто гектаров на 49 лет. Здесь выращивали виноград и по очень выгодным ценам продавали его Дербентскому коньячному комбинату, с главными акционерами и руководителями которого Омарова связывали давние дружественные связи.
По состоянию на 2021 год, более 55% акций комбината принадлежало Ашуре Гаджиевой, супруге депутата Госдумы Мурада Гаджиева. Он 18 лет руководил предприятием и многие именно его считают фактическим владельцем коньячного комбината. По некоторым данным, именно Гаджиев поручил Магомеду Омарову присматривать за турбазой «Прибой», на территории которой террористы во главе с
Дело
Дмитрий Журавлёв, политолог: «Понятно, что клан работает в интересах клана. Есть клан, который контролирует коньячный завод. Зачем ему нужен фермер, который будет зарабатывать? Ведь если фермер заработает, значит, не заработают они. Из объема конечной продукции они возьмут себе меньше, потому что придется
Их путь всегда один: вседозволенность, золотые дворцы — и громкое падение вниз. Высокопоставленные деятели Дагестана, ставшие фигурантами громких расследований, забыли, что должны служить народу, а не себе. Вместо хороших дорог, чистой воды и нормального ЖКХ они просто выкачивали деньги из бюджета, оставляя людей без самого необходимого. Государственные миллионы годами оседали в их карманах. Но сколько веревочке ни виться, все заканчивается одинаково: скандальное разоблачение, арест, суд и реальные сроки.
Все выпуски программы «ЧП. Расследование».

