Геополитический союз, который сейчас формируется на Востоке, в панических статьях западных СМИ назвали «осью потрясений». Китай, Россия, Индия, страны Азии и так называемого Глобального Юга впервые в новейшей истории бросили настолько серьезный вызов гегемонии Запада, что сам Запад оказывается растерянным и даже напуганным. И было от чего начать беспокоиться. Если саммит ШОС был проработкой идеологической и экономической базы новой коалиции, то военный парад в Пекине стал демонстрацией ее силовой составляющей. Так что новая антизападная коалиции более чем готова предложить альтернативную модель нового мирового устройства.
Утренняя зарядка для жителей Китая — не столько про спорт, сколько про философию. Тело, дух и энергия должны быть в равновесии. Эту философию «хэ» — гармонию — китайские власти хотят перенести и на международные отношения. Основа этого равновесия — справедливый и многополярный мир. На неделе в Поднебесной сделали еще два шага к его созданию — в Пекине и Тяньцзине.
В понедельник в одном из самых крупных городов Китая прошел
Владимир Путин, президент России: «ШОС становится мощным локомотивом глобального развития и утверждения подлинной многосторонности, внося ощутимый вклад в укрепление стабильности и безопасности на евразийском континенте».
Коротко о главных итогах саммита: новая стратегия развития на 10 лет, новые партнеры (Лаос стал
Сюэ Фуци, политолог, обозреватель CGTN: «Здесь очень важно понять, что это не Банк развития, то есть это не коммерческий банк. Там условия работы другие. Имеется в виду, что ставка будет совершенно другая. Кредит могут давать сроком на
Еще один важный документ, который приняли лидеры стран ШОС — Тяньцинская декларация. Это большой документ, суть которого сводится к одному важному посылу: страны ШОС одинаково смотрят на мир вокруг.
Си Цзиньпин, председатель КНР: «Мы должны строго придерживаться верховенства международного права, включая цели и принципы Устава ООН, обеспечивать его равное и унифицированное применение, избегать „двойных стандартов“» и не допускать, чтобы малочисленные страны навязывали другим свои «домашние порядки».
По сути, это декларация о мире, где нет
Эрл Расмуссен, политолог, подполковник армии США в отставке,
На таких саммитах, как в Тяньцзине, важны не только, а может, и не столько официальные заявления, а кулуарные беседы. После заседания лидеров ШОС Владимир Путин и Нарендра Моди на следующую встречу поехали в одной машине. Москве и
Нарендра Моди,
Владимир Путин: «Россия и Индия поддерживают десятилетиями особые отношения — дружеские, доверительные. Это фундамент для развития наших отношений в будущем».
Конечно, когда на одной площадке столько президентов и премьеров, все этим пользуются и проводят двусторонние встречи. Так, Владимир Путин встретился с коллегами — от Турции и Словакии до Монголии и Республики Конго. Пожалуй, самые важные переговоры прошли с председателем КНР Си Цзиньпином.
Владимир Путин: «Наше тесное общение отражает стратегический характер
Си Цзиньпин: «Мы готовы с вами вместе поддерживать друг друга в национальном развитии, процветании, непоколебимо защищать международную справедливость, равенство, продвигать формирование более справедливой, рациональной системы глобального управления».
Россия и Китай подписали больше 20 новых соглашений. Пожалуй, самый масштабный — о строительстве газопровода «Сила Сибири — 2».
Сюэ Фуци: «Природный газ — это же чистый источник энергии. Поэтому для нас это очень важно, когда с помощью нового газопровода, когда мы получаем ежегодно до
В Пекине во время парада Владимир Путин сидел по правую руку от председателя Си. Президент России — главный гость на торжествах. Ведь именно наши страны принесли самые большие жертвы в борьбе с немецким фашизмом и японским милитаризмом.
Си Цзиньпин: «История напоминает нам, что судьба человечества общая для всех. Только относясь друг к другу как к равным, живя в гармонии и поддерживая друг друга, все нации и народы смогут обеспечить общую безопасность, устранить коренные причины войн и предотвратить повторение исторических трагедий».
Площадь Тяньаньмэнь и ближайшие улицы были перекрыты, поэтому для большинства пекинцев единственная возможность посмотреть парад — это в прямой трансляции. 10 тысяч военнослужащих и сотни единиц техники: от новейших войск по защите киберпространства до гиперзвуковых противокорабельных ракет с элементами искусственного интеллекта. Пожалуй, самая доступная часть парада — воздушная: десятки вертолетов, истребителей, бомбардировщиков летят в сторону Тяньаньмэнь. Это была больше, чем просто демонстрация нового оружия. Китай, по сути, показал, что переходит от традиционных видов вооружения к технологиям будущего.
Эрл Расмуссен: «Наш парад — как самодельная машинка, а китайский — как болид
И действительно, в конце парада был не менее четкий сигнал миру. В небо выпустили 80 тысяч голубей — символ мира, и гул военной техники сменился шелестом крыльев.
Владимир Путин: «Мы не исходим из того, что должны появиться
И такой подход, кажется, становится все интереснее. О желании вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества заявили еще 10 стран. Что это, если не признак правильности намеченного пути?
Все выпуски программы «Центральное телевидение».

