В Москве открылась выставка, приуроченная к годовщине победы над Японией. За каждым из более чем трех сотен экспонатов стоят свои тайны. Экспозиция, в частности, раскрывает детали Маньчжурской операции эталона блицкрига, триумфа советского военного искусства. Нашим войскам противостояла элитная группировка императорской армии, но на громаду обрушились хирургически точные удары. «Августовская буря» так называют те события западные исследователи.
Мгновения истории, застывшие в фотографиях, сделанных фронтовыми корреспондентами, или ожившие на кадрах кинохроники, — все это документальные свидетельства последней битвы Второй мировой войны, которая на самом деле началась задолго до аншлюса Австрии, раздела Чехословакии и вторжения Гитлера в Польшу.
Сергей Нарышкин, председатель Российского исторического общества: «Уже к 1938 году счет жертв японской агрессии на Дальнем Востоке, главным образом в Китае, шел уже на миллионы. Советский Союз одним из первых вступил в борьбу против японского милитаризма и германского нацизма, и именно Советский Союз нанес последний и решающий удар по агрессору».
Квантунская армия вместе с силами марионеточных государств на тот момент была весьма боеспособной. Она насчитывала более миллиона штыков, свыше тысячи танков и без малого 2 тысячи самолетов. Хотя техника и даже стрелковое оружие японцев к середине 1945 года уже безнадежно устарели. У них не было противотанковых ружей, реактивной артиллерии и даже автоматов. Пехотинцы в основном были вооружены винтовками системы «Арисака» еще времен Первой мировой — куда с ними против ППШ или ручных пулеметов Дегтярёва.
В ходе проведения Маньчжурской наступательной операции войсками Забайкальского, двух Дальневосточных фронтов под командованием маршала Василевского и при поддержке Тихоокеанского флота Квантунская армия была фактически разбита всего за 25 дней. На Западе настаивают, что боевой дух японцев был сломлен атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. Как бы то ни было, Япония капитулировала.
Александр Фролов, старший научный сотрудник Государственного центрального музея современной истории Москвы: «На выставке экспонируется один из главных документов истории Второй мировой войны — это акт о капитуляции Японии, подписанный 2 сентября 1945 года. Подписание состоялось на американском военном корабле линкоре „Миссури“. Акт предписывает войскам Японии сложить оружие и немедленно прекратить все боевые действия».
На выставке представлено свыше 300 уникальных экспонатов, большая часть из которых выставляется впервые: фотографии, архивные материалы, карты боевых действий, трофейные оружие и амуниция. Есть меч
Представлена и одежда японских пленных. Их было свыше 640 тысяч. Большую часть тогда отправили в Союз на лесозаготовки, восстановление заводов и масштабные стройки, в том числе и БАМа. Многие смогли вернуться на родину спустя всего пару лет. К куда более суровому наказанию — пожизненному заключению — приговорили военных преступников из числа высшего военного руководства Японской империи международным военным трибуналом, более известным как Токийский процесс. Здесь же представлены материалы и Хабаровского процесса — единственного в истории трибунала над создателями бактериологического оружия из специального отряда 731, изобличенными в чудовищных экспериментах над живыми людьми. Это для тех, кто сегодня пытается переписать историю и обелить японских милитаристов.
Ирина Великанова, генеральный директор Государственного центрального музея современной истории России: «Для нас очень важно, чтобы эта выставка была интересна широкой аудитории, а не просто специалистам, чтобы не верили мифам и спекуляциям, которые возникают вокруг темы милитаристской Японии».
Часть экспонатов найдена поисковиками на острове Шумшу. Японцы считали его неприступной крепостью. Овладев им, Красная армия фактически получила ключ к Курильской гряде.
Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив: «Мы живем в очень справедливое время, когда возвращается память о событиях, когда возвращаются имена героев. То, что происходило на Шумшу, — это происходило в сложнейших условиях в последние дни войны. Я знаю, что бойцы просили, чтобы их отправили туда, зная заведомо, что это будет дорога в один конец».
Ценой жизни 12 тысяч красноармейцев в ходе Маньчжурской операции от японского гнета были освобождены

