Большинство преступлений, по данным правоохранителей, совершаются с использованием иностранных мессенджеров, таких как WhatsApp и Telegram. С их же помощью украинские спецслужбы вербуют людей для совершения терактов. Сами кураторы остаются на свободе за границей, а завербованные ими россияне оказываются за решеткой. Продажа наркотиков в наших реалиях невозможна без общения в приложениях. Эти платформы не защищают персональные данные от утечки. Руководство мессенджеров с этим бороться не спешит и на сотрудничество с российскими властями не идет.
Десятки канистр с химическими веществами, аппараты для выпаривания и небрежно рассыпанный на брезенте мефедрон — такая картина открылась оперативникам, решившим подняться на чердак внешне неприметного дачного дома в подмосковном Ступине. Нечто похожее обнаружили и в гараже под Луховицами. Организаторы этих нарколабораторий не были знакомы, но, кроме любви к химии и легким деньгам, их объединяло
Сотрудники правоохранительных органов фиксируют значительный рост количества преступлений, которые совершают с использованием мессенджеров WhatsApp и Telegram. Установлено, что с их помощью кооридинировались почти все попытки терактов, организованных киевским режимом. Через западные мессенджеры агенты СБУ вербовали будущих исполнителей, а после присылали поэтапные инструкции, в том числе для убийства высокопоставленных офицеров Минобороны. Одной из жертв стал
Только в период с 2022 по 2024 годы российские спецслужбы предотвратили более 460 терактов и ста диверсий, которые координировались через WhatsApp и Telegram. Доступность этих мессенджеров сделала их основным инструментом в руках современных преступников. В ход идут приемы психологического воздействия — от обещания больших денег до угроз и шантажа. А начинается все либо с переписки, либо, как в случае юноши, который по заказу СБУ поджег поезд, со звонка в мессенджере.
«В Telegram звонил, потом мне уже пишут из ФСБ, сказал, облить и поджечь. Он сказал: „Вы под охраной ФСБ“», — рассказал задержанный.
Когда он познакомился с настоящими сотрудниками ФСБ, исправлять сделанное было уже поздно, потому взрослеть ему придется в колонии. Именно на неокрепшие умы все чаще воздействуют преступники с помощью мессенджеров. Кричащие объявления легкого, но большого заработка «телепортируют» молодых людей в мир закрытых каналов, где можно купить и продать что угодно — от компонентов бомб до сильнодействующих наркотиков.
Артур Шлыков, председатель общероссийского общественного движения «Гражданский комитет России»: «Я могу назвать цифру 175 тысяч выявленных запрещенных каналов. В целом вот такая цифра страшная по распространению деструктивной информации, которая связана и с наркоторговлей, и с педофилией, и с популяризацией экстремистского мировоззрения. Это все бьет по нашей национальной безопасности».
Особенно благодатной почвой платформы WhatsApp и Telegram стали для мошенников. Используя эти мессенджеры, только с начала года аферисты присвоили более ста миллиардов рублей из карманов россиян. Почти половина этой сумму, по данным банков, ушла на поддержку ВСУ. Способов обмана десятки — от звонков лжесиловиков и дипфейков с изображением близких до рассылки вирусов. Через мессенджеры преступники получают доступ к паспортным данным, реквизитам банковских карт, адресам и номерам телефонов будущих жертв.
Александр Малькевич, журналист, медиаменеджер, депутат Заксобрания
Пугающий, но уже известный факт — через бреши в защите западных мессенжеров преступники могут взломать практически любое мобильное устройство и незаметно следить за ничего не подозревающей жертвой, собирая компромат или похищая деньги. Да и о какой защите персональных данных может идти речь, если по сути вся информация о пользователях хранится за рубежом. А признанная в России экстремистской компания Meta, которой принадлежит WhatsApp, и вовсе открыто сливает личные сведения клиентов американским спецслужбам.
Армен Гаспарян, политолог: «Безусловно, это вызов для безопасности страны. И безусловно, как и при любом подобного рода вызове, государство обязано на это реагировать, нравится это
Уважать российские законы ни WhatsApp, ни Telegram не хотят, а основную часть запросов Роскомнадзора на удаление запрещенной информации просто игнорируют. Потому вопрос, а по пути ли нам, назревал давно. Если он и сейчас останется без ответа, дороги наши могут разойтись окончательно.

