80 лет назад в немецком Потсдаме открылась конференция, которая определила судьбу послевоенного мира. СССР, США и Великобритания работали над мирными договорами для бывших союзников Германии, которые им предстояло заключить со странами-победительницами . Помимо общей цели, и британский премьер Уинстон Черчилль, и американский лидер Гарри Трумэн стремились запугать Советский союз. Цель каждого была занять лидирующую роль на мировой арене.
Иосиф Сталин в Потсдам на встречу «Большой тройки»
Великобританию по окончании Второй мировой войны ждала потеря статуса великой державы, потеря колоний и веса в мировой политике. В Потсдаме уже ощущалось, что Британия — это не полноценный третий переговорщик со своими взглядами, а, скорее, просто еще один игрок за идеи американской делегации, противостоящий СССР.
Черчилль был премьером Британии военного времени, который терял власть. Его идее напасть на СССР за два недели до запланированного начала Потсдамской конференции не дали ходу собственные генералы — она вошла в историю под названием «Немыслимой». Немыслимой оказалась и еще одна идея — «Большой тройки». Оказывалось, это разговор на двоих, а Черчилль и сменивший его Эттли стояли в стороне, готовые записаться в младшие братья США.
К Потсдамской конференции Гарри Трумэн всего три месяца отработал на посту президента США. То есть, по сравнению со Сталиным и Черчиллем, он был абсолютным новичком во внешней политике. Но 16 июля, за день до встречи в Германии, США проводят первые успешные испытания атомной бомбы впервые в мировой истории. И это, конечно, придало Трумэну уверенности. Уже после первой встречи со Сталиным в Потсдаме Трумэн записал в дневнике: «У Сталина были взрывоопасные вопросы, но у меня тоже есть динамит, который я пока не буду взрывать».
На тот момент во врагах оставалась только Япония. Именно в Потсдаме Трумэн принял решение о ядерном ударе по Стране восходящего солнца, чтобы заставить ее капитулировать. Но была и еще одна цель — продемонстрировать Советскому Союзу, какой силой теперь обладает США. Правда, атаку решили отложить до окончания конференции. Через четыре дня после Потсдама американцы сбросили бомбу на Хиросиму. Еще через три дня — на Нагасаки. Так закончилась Вторая мировая война. Начиналась другая — холодная.
Но попытка запугать советского лидера провалилась. На самом деле военная разведка СССР отслеживала все этапы «Манхэттенского проекта», Сталин о бомбе знал, как и обо всех разногласиях внутри делегаций США и Великобритании. И в этой невероятно сложной дипломатической игре Москва тогда переиграла Вашингтон и Лондон.
Владимир Капистка, ветеран военной разведки: «Потому что практически все вопросы, которые выносились на обсуждение, на конференции были решены в пользу Советского Союза. Ну, конечно, были и компромиссы. Сталин прекрасно понимал, что игру в одни ворота не удастся осуществить».
Пообещав вступить в войну против Японии, СССР добился утверждения, например, новых границ Польши, которая получала на севере и на западе намного больше земель, чем уступала на востоке. Были распределены сферы влияния в Германии и в Европе в целом. Сталин знал историю и знал, что западным союзникам нельзя доверять.

