В институте истории материальной культуры РАН атрибутируют и оцифровывают уникальную коллекцию эстампажей.
Стол в научной библиотеке института истории материальной культуры РАН напоминает кабинетный некрополь. Достаточно выключить верхний свет и перед нами отчетливо проступят подробности жизни и смерти жителей античных городов. Изначально лапидарные, то есть сделанные на камне надписи, с идеальной точностью сохранены в другом материале — бумаге.
Владимир Грончаровский, завотделом истории античной культуры ИИМК РАН: «Таким образом можно прикоснуться к древности. Ощущая этот рельеф, во многих случаях, когда надпись утеряна, это фактически получает значение оригинала».
Эстампаж — бумажная факсимильная копия изображения или надписи, сделанных на любой твердой поверхности, приобрел популярность у европейских путешественников в XVIII веке. Французский врач Поль Люка использовал эту технику одним из первых, получив точный оттиск найденного в Анкаре перечисления деяний римского императора Августа. Самый ранний эстампаж в коллекции ИИМК РАН изготовлен тогда же.
Научный архив института насчитывает более пяти тысяч листов. Далеко не все из них атрибутированы. Специалисты не исключают, что многие надписи физически уже не существуют, но их точные оттиски способны храниться вечно. Эстампажу угрожает разве что огонь. Представьте, сколько еще открытий смогут совершить историки, этнографы, археологи, филологи…
Свой первый эстампаж эпиграфист Наталья Павличенко сделала еще в
С таким объемным документом, бумажным отпечатком, не сравнятся ни рисунок, ни фото. Даже цифровая техника дает погрешность. К тому же минимальный набор для эстампажа позволяет работать даже в самых стесненных обстоятельствах.
Наследие археологов прошлого становится доступней для их нынешних коллег благодаря проекту, поддержанному Российским научным фондом. Уникальную коллекцию эстампажей, начало которой было положено еще в XIX веке, атрибутируют и оцифруют. Электронная база позволит работать с «оттисками вечности» практически из любого уголка земного шара.

