Директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин в эксклюзивном интервью НТВ рассекретил разведчика-нелегала .
Сергей Нарышкин, директор СВР: «Должно пройти время, должны быть взвешены все обстоятельства и риски в случае рассекречивания имени
Сегодня пришло время снять гриф секретности с имени офицера Управления «С», успешно работавшего в особых условиях — под чужим именем за границей.
Сергей Нарышкин: «Да, я готов это сделать. Речь идет о сотруднике Управления „С“, о
Человек, о котором говорит глава СВР Сергей Нарышкин, никогда прежде не появлялся на телевизионных экранах и всю жизнь оставался в тени.
Сергей Нарышкин: «Он начал службу в Первом главном управлении в советской внешней разведке уже в далеком 1981 году. Был взят на подготовку, прошел серьезную подготовку».
После окончания подготовки он был направлен за рубеж и десятки лет успешно выполнял задания Центра.
Сергей Нарышкин: «В течение 20 лет работал в особых условиях как
Почти четверть века без права на ошибку! Все эти годы он работал под легендой, оставаясь неуловимым для иностранных спецслужб.
Сергей Нарышкин: «Работал достойно, с высокими результатами. Был награжден орденами Мужества за военные заслуги».
Сегодня директор СВР готов назвать его имя, и, можно не сомневаться, что ответственным джентльменам за границей понадобится успокоительное.
Сергей Нарышкин: «Его имя Сергей Юрьевич Черепанов».
Пришло его время выйти из тени.
Сергей Черепанов, полковник СВР в отставке: «Если миссия невозможна для легальной резидентуры, это для нас, нелегалов».
За 24 года в нелегальной разведке он объездил 43 страны. По заданию Центра он работал там, где шла война.
Сергей Черепанов: «Кто приезжает в горячую точку? Журналисты, затем туда приезжают дипломаты специальных комиссий, сотрудники неправительственных организаций, так называемые бизнесмены, которые ловят рыбку в мутной воде, и разведчики под всеми этими прикрытиями».
В тумане войны, который кишит всеми спецслужбами мира, важно было самому не попасться на крючок и найти свой источник информации.
Сергей Черепанов: «Иногда я сравниваю это с врачебной тайной. Мы о наших источниках не можем публично говорить ни в коем случае, чтобы им жизнь не портить. Мы любим свои источники, мы дружим с ними, с уважением относимся к ним, с благодарностью».
Нелегальная разведка — это война не только технологий, но прежде всего умов.
Сергей Черепанов: «Да, это интеллектуальный вызов себе, когда говорят иногда про нелегалов, что он на алтарь Отечества положил свою жизнь, судьбу пожертвовал, отчасти это так. Но есть и преимущество — это прожить другую жизнь. У всех такие возможности есть? Вряд ли! Даже работая в качестве дипломата, вы другую версию жизни не увидите!»
Два дня
Сергей Черепанов: «В результате предательства британской
Эту информацию агенты
Сергей Черепанов: «Они разработали комбинацию по моему склонению к сотрудничеству. Я должен был бы согласиться на сотрудничество, на предательство».
Когда Черепанова не удалось взять на испуг, спецы из
Сергей Черепанов: «Мы же профессионалы, вы профессионалы, мы договоримся!»
И они договорились! Только совсем не так, как планировали британцы.
Сергей Черепанов: «Во время этого подхода мне удалось обнаружить у них слабые места в позиции, используя эти слабости, мне удалось самостоятельно вернуться в Центр, тем самым избежав осложнений для нашей службы, для руководства страны и меня лично».
Оставив противника с носом, разведчик вернулся в Москву. В аэропорту Шереметьево в это время крутили на телевизорах новости.
Сергей Черепанов: «И в это время я вижу репортаж по телевизору, как арестовывают наших 10 нелегалов в США, а мне удалось вернуться самостоятельно».
Все выпуски программы «Новые русские сенсации».