Самым громким культурным событием Петербургского международного экономического форума стала премьера оперы «Мандрагора», которая состоялась в Мариинском театре. В основу постановки легло незаконченное произведение Петра Чайковского. Композитор Пётр Дранга доработал эти черновики с помощью нейросетей Сбера. Искусственный интеллект использовали и для создания декораций, дирижером стал художественный руководитель, гендиректор Мариинского и Большого театров Валерий Гергиев. Премьеру приурочили к 185-летию со дня рождения Чайковского.
Цветок, окутанный мистикой и сам ставший легендой. Мандрагора — растение, корень которого так похож на человеческий силуэт, на сцене превращается в прекрасную девушку,
Василий Ладюк, исполнитель партии Велеса, заслуженный артист РФ, приглашенный солист Большого театра России: «Конечно же, есть такой любовный треугольник между персонажами. Любовь живет. К сожалению, бывает так, что ценой жизни она продолжает жить,
Основу оперного либретто — сюжет, часть диалогов, арии — еще полтора века назад Петру Чайковскому предложил профессор Московского университета Сергей Рачинский. И вроде бы работа началась, да только закончить композитор успел лишь один
Пётр Дранга, музыкант, композитор: «Пётр Ильич, такая история была, его отговорил Балакирев, говорил, что опера получится несценичной. Его друзья отговорили. Со мной как раз наоборот, меня друзья сподвигли на это».
Когда композитор Пётр Дранга взялся воскресить черновик шедевра, «Хор цветов и насекомых в Иванову ночь» он оставил без изменений, в остальном музыка получилась новой. Фрагменты партитуры специально пропускали через нейросеть, та предложила решения, пассажи, аккорды. И так во всем. В итоге признанный гений Чайковского дополнил интеллект искусственный.
Нейросети, разработанные командой Сбера, переосмыслили сюжет, сгенерировали варианты сценографии и декораций. На сцене появилась огромная голова — метафора того, что происходит в нашем сознании, разве что голоса солистов и хора пока остались неподвластны цифровым системам.
Герман Греф, президент, председатель правления Сбера — генерального партнера проекта: «Представьте себе, сколько занимает времени раскладка партитуры на большой симфонический оркестр. Это занимает месяцы. Конечно, это не самая любимая работа композиторов, она отнимает у них годы жизни. Человек может сосредоточиться на креативности, придумывании, сосредоточиться на том, что у него есть внутри».
Над проектом работала огромная команда — режиссеры, художники по свету, видео и
Валерий Гергиев, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра, гендиректор Большого театра: «В мире оперы балет использовать — это
Публика еще долго гадала, что из поставленного принадлежит человеку, а где свою цифровую руку приложил его виртуальный помощник. Пока постановку увидели лишь гости Петербургского международного экономического форума. Отправиться в мистические миры на поиски своего волшебного цветка широкий зритель сможет в новом театральном сезоне, «Мандрагора» появится в репертуаре Мариинки уже в октябре.

