Руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Кристина Кострома в эксклюзивном интервью НТВ на ПМЭФ рассказала о поддержке начинающих предпринимателей и сотрудничестве с зарубежными специалистами.
— Как столица помогает начинающим предпринимателям? Можете выделить наиболее эффективные меры поддержки на данный момент?
— Перед тем как ответить на этот вопрос, всегда нужно спрашивать: а что же нужно предпринимателям? У нас разные категории. Если спрашиваете про начинающих, то главный запрос предпринимателей в самом начале — помочь протестировать гипотезу. Особенно это важно для высокотехнологичных компаний, когда не уверен, что этот стартап может взлететь, будет ли он востребован, как он работает. И для этих случаев у нас есть прекрасная программа, она называется «Академия инноваторов». Это очень серьезный интенсив, практически трехмесячный, когда компании, команда или просто предприниматель приходят и опытные менторы их сопровождают. Они тестируют гипотезу, пытаются составить финансовую модель, показывают продукт первым инвесторам, первым покупателям. И вот в рамках этого проекта за 2,5 месяца происходит, конечно, колоссальный рост команды.
— То есть это получается комплекс мер поддержки под ключ?
— Конечно, и это очень важно, потому что предприниматели на разных стадиях жизненного цикла задаются разными вопросами. Очень часто, если мы говорим про бизнес, который не имел раньше опыта, не знал, что нужно делать, какой налоговый режим выбирать, как платить налоги, где можно регистрироваться, это вопросы, связанные с компетенциями предпринимательскими. На это огромный спрос. Наша организация «Малый бизнес Москвы» в среднем в год оказывает 130 тысяч консультаций. 130 тысяч раз в год приходят люди, которые либо уже ведут бизнес, либо планируют, с разного рода вопросами, повышать свои компетенции.
— Вы ведете статистику, сколько процентов [компаний] выстреливает потом, у них все складывается с бизнесом?
— Мы стараемся вести эту статистику. Она сильно отличается от отрасли и от сектора, потому что венчурный бизнес — он традиционно более рискованный, потому что венчур — это синоним риска. Поэтому процент выживаемости высокотехнологичных компаний чуть ниже. Традиционно сложный период для любого рода бизнеса — это второй и переход на третий год, потому что тут большой процент закрытия компаний. Это видно и по статистике налоговой службы. Но эта проблема рождает новую цель. Одна из целей стратегии предпринимательства, которая утверждена, — это поддержка выживаемости. И вопрос, связанный с повышением эффективности: мы абсолютно не гонимся за количеством, хотя в Москве сегодня работает больше миллиона юридических лиц, больше 920 тысяч из них — малый и средний бизнес. Нам важно помогать предпринимателям проходить трудности, зарабатывать, выходить на новые рынки, находить новые продукты для себя и быть эффективными.
— По поводу будущего: какие меры поддержки планируется запустить в дальнейшем?
— Мы очень внимательно следим за экономической конъюнктурой, как влияют запросы бизнеса. И всегда те меры, которые мы предлагаем и выводим на рынок, идут как ответ на запросы бизнеса. Сложная ситуация была с кредитными продуктами. Доступ к капиталу — это один из самых сложных ограничений в рамках масштабирования бизнеса. Москва традиционно уже пять лет подряд продолжает программы льготного кредитования. Мы были первыми еще во времена ковида, когда предприниматель мог прийти в банк и с учетом поддержки от города уже в банке сразу получить кредит по сниженной ставке. Эта программа продолжается и сейчас.
— Как столица помогает столичным компаниям выйти на зарубежные рынки?
— Это очень важный вопрос, потому что здесь играет роль совокупность факторов, прежде всего ментальных. Многие предприниматели просто не верят, что могут быть востребованы за рубежом. И у нас для этого работает Московский экспортный центр, который по сути делает три группы продуктов: первое — это компетенции. Мы помогаем снять вот эти шоры и показать, обучить предпринимателей работать с контрактами, с логистикой, с платежами. Второй и самый востребованный инструмент — это, конечно же, продвижение. У нас с коллегами из других органов власти, правительства Москвы развернута масштабная кампания по
— Какие это страны, с кем мы сотрудничаем наиболее плотно?
— Мы подводили итог статистики по экспорту за прошлый год и с уверенностью можем сказать, что московские товары экспортируются в 158 стран. Конечно, в первом приоритете — страны СНГ и дружественные для нас страны. Ближний Восток, страны Азии активно с нами работают, большой товарооборот. Многие компании, в том числе технологичные, сейчас это наращивают.
— В столице существует такой проект, который помогает найти зарубежные таланты, которые могут себя реализовать в технологических компаниях города. Он называется Start in Moscow. Как можно стать его участником?
Start in Moscow — это тоже часть международной повестки, большой эксперимент, который мы проводим. Программа направлена на привлечение высокотехнологичных
— Конкретно граждане каких стран хотят работать у нас и развиваться?
— Эта тематика коррелирует в том числе с экспортом. В первую очередь дружественные страны рассматривают вопрос релокации, переезда к нам. Но при этом мы видим статистику: интересна наша страна, ее культура, ее богатство. Столица вызывает интерес во многих странах. Мы видим стабильный спрос и желание, люди интересуются, переходят на платформу Start in Moscow и всерьез рассматривают эту возможность. И наши коллеги, Агентство стратегических инициатив, очень серьезно разрабатывают этот проект на федеральном уровне, чтобы иностранные специалисты, которые разделяют наши ценности, нашу идеологию, оставались у нас в стране.
— Хочется отдельно поговорить об обучении для начинающих предпринимателей. Сейчас стартует очередной поток «Венчурной академии». Что это за образовательная программа и как она может помочь выпускникам?
— Вы задали вопрос по поводу выживаемости. Один из моментов, почему технологические компании испытывают сложности масштабирования, — это доступ к капиталу, именно к венчурному. Есть определенная специфика. Стартап, как правило, не может пойти в банк, ему нечего закладывать. Это своя интеллектуальная собственность и все. Поэтому мы активно работаем по развитию венчурного рынка. Кто вообще инвестирует сейчас? По сути дела, это два типа контрагентов. Первый — это фонды. Они бывают частные, государственные, у Москвы есть собственный фонд, который активно поддерживает стартапы. И
— Какие еще образовательные проекты действуют в Москве?
— Практически у каждого из наших направлений есть образовательный модуль по разной специфике. И Московский экспортный центр рассказывает, как вести работу за рубежом, и «Венчурная академия». Есть популярная программа — это вопрос, связанный с поддержкой повышения компетенций сотрудников московских компаний. Сейчас город софинансирует работодателям 95% расходов на обучение сотрудников. Если вы ведете бизнес в столице и хотите обучить своих сотрудников, мы вернем вам до 10 млн рублей. Самая главная ценность — это наши люди. Поэтому вопрос развития компетенций, вопрос их повышения стоит во главе угла. Нам важно предлагать продукты, которые будут на это направлены.
— В будущем планируется ли запустить
— Открою тайну: мы дали старт новому проекту, который называется «Университет предпринимателей». Мы делаем его совместно с Агентством стратегических инициатив по поручению президента. Это будет масштабный проект. В ведущих университетах города (Физтех, Сколтех, Высшая школа экономики, Плехановка, Сеченовский университет) будут создаваться мастерские предпринимателей. То есть успешные предприниматели, которые сделали свой бизнес, будут открывать в университетах свои мастерские, развивать технологии, которые им интересны, вместе с этим вузом, параллельно вовлекать студентов в реальную работу, чтобы из этого создавался новый бизнес.
— Еще хочется упомянуть Московский инновационный кластер. В третий раз он удостоился премии в сфере цифровизации
— Когда в 2019 году создавался Московский инновационный кластер, одним из обязательных условий было, чтобы у цифрового кластера был цифровой двойник. Важно было создавать цифровую экосистему. И эта экосистема сейчас является одной из самых востребованных платформ для инноваторов в стране. Это ресурс i.moscow, на котором собраны все продукты, сервисы, меры поддержки для инноваторов. Это все, что нужно нашим предпринимателям для развития своих проектов.

