Маргарита Симоньян восхитилась стойкостью и мужеством жителей блокадного Ленинграда. В первые месяцы войны фашисты разбомбили продовольственные склады. Когда в городе не осталось никаких продуктов, голодные жители ели собак, кошек, птиц и даже крыс. Вскоре пришлось варить столярный клей и кожаные ремни. Но Ленинград пережил страшную зиму, а к лету даже немного ожил.
Фашисты планировали, что в Ленинграде никто не должен был остаться в живых. Согласно документам, Гитлер не был заинтересован «в сохранении хотя бы части населения Ленинграда».
Блокада началась почти сразу — всего через два месяца после начала войны. Немцы остановились в нескольких километрах от города и всего в 16 километрах от Зимнего дворца. Фашисты первым делом разбомбили Бадаевские склады с продовольствием.
«Разбомбили так, что с землей все смешалось. И люди ели эту землю с сахаром. Я попробовала — есть невозможно! А другого есть нечего было, — вспоминает женщина, пережившая блокаду Ленинграда. — Папа нам принес столярный клей. Мы сначала испугались, а потом мама сварила, и получилось желе. С уксусом ели. Столярный клей нас спас».
Испорченные остатки пищи со складов стали добычей крыс, а потом и самих крыс не осталось. Зимой 1941 года в городе уже не было ни собак, ни кошек. Голодные люди варили студень из кожаных изделий, например, ремней и обшивки мебели. Из обойного клея варили суп. Строительный клей с помощью специй превращался в желе.
С 1 сентября 1941 года была запрещена свободная продажа продуктов. По данным НКВД, в октябре 1941 года в Ленинграде умерли 6 тысяч человек, в ноябре — уже 9 тысяч человек. Каждый месяц число погибших возрастало. Всего за 872 дня блокады погибли 1,5 млн человек.
Все выпуски авторского проекта «Ч. T. Д.» с Маргаритой Симоньян