Востоковед, доктор исторических наук, но прежде всего первый президент независимой Абхазии. Сегодня на Кавказе, в России и многих других странах вспоминают Владислава Ардзинбу. Решения и действия этого политического деятеля определили развитие целого государства. 14 мая ему бы исполнилось 80 лет. В республике память о первом руководителе хранят не просто на официальном уровне, но и с особой человеческой теплотой.
Молодые люди в непонятном порядке выставляют свечи, которых почти тысяча штук, вокруг уложен слой песка. На первый взгляд, это все выглядит крайне хаотично. Даже когда все вроде бы готово, легче не становится. Только когда камера поднимется в небо, начинает просматриваться контур портрета первого президента Абхазии Владислава Ардзинба.
Идаэт Атрушба, художник: «Это большая ответственность — показать силуэт, передать его эмоции на фотографии. Было сложно, переживали и верили, что мы справимся».
Портреты Ардзинба в Абхазии практически везде — на баннерах, растяжках, зданиях. Но здесь нет его культа личности, есть большое уважение, которое на Кавказе дорого стоит.
Марина Тванба, директор Музея боевой славы с. Нижняя Эшера Сухумского района Абхазии: «Это любовь, это народный президент наш. Его весь народ любил».
Мария Султановна — директор музея в школе, где учился Ардзинба. Есть редкие фотографии первоклассника Владика.
Марина Тванба: «Все дети его слушались. Он как командир был».
В селе Эшера, что недалеко от Сухума, среди хурмы, мандарин и фейхоа стоит небольшой дом, где вырос будущий президент. Обычная семья, отец и мать работали в школе.
Даже будучи президентом, Ардзинба жил довольно скромно. Этот дом вместе с родителями восстанавливал после войны. Даже после стольких лет здесь все осталось так, как было тогда, даже любима табуретка Владислава.
Изольда Ивановна — жена брата Владислава Ардзинба. Говорит, что не было предпосылок, что в их семье появится президент. Владислав увлекался наукой. Он историк по образованию, востоковед, доктор наук. В большую политику он пришел только в конце
Владимир Зантария, писатель: «Он создал Министерство иностранных дел. Мы удивлялись. Мы еще не знаем, чем закончится война, а он создает такую структуру. Он верил и знал, что мы освободим свою землю».
Сейчас Ардзинба для Абхазии это не только история и память. В республике работает фонд имени первого президента, который занимается наукой. А в родном университете для отличников учредили стипендию имени Владислава Григорьевича Ардзинба.

