Всероссийская акция Этнографического музея в этом году вышла на международный уровень. Памятное мероприятие поддержало музейное сообщество не только Российской Федерации, но и стран СНГ.
Старт акции «Музейный полк», которая приурочена к
В Мраморном зале выставили около 150 портретов. Это фотографии сотрудников музея военного времени, фронтовиков, пришедших на работу после демобилизации, и родственников тех, кто работает в Этнографическом музее сегодня.
Эта экспозиция — результат большой исследовательской работы с архивами, в том числе и самого музея. Так, например, открылись факты из биографии Юрия Кнорозова, расшифровавшего язык Майя.
Виктория Первак, главный специалист Российского этнографического музея: «Да, Юрий Валентинович пришел в наш музей уже после войны. Он пришел на работу в наш музей после войны, но тем не менее, представьте себе, ведь музей был разрушен в годы войны, и была огромная работа по восстановлению здания, по восстановлению вообще всей работы и учреждения».
Ольга Фишман, ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея, доктор исторических наук: «Просто после того, как директор Ефим Мельштейн ушел добровольцем на фронт, она и еще несколько сотрудников вскрыли сейф, в котором лежал мобилизационный план, согласно которому моя мама Анна Степановна Морозова и была назначена исполняющим обязанности директора музея и начальником объекта, потому что все учреждения становились в это время именно объектами».
Секретный план предписывал оставшимся сотрудникам музея подготовить к эвакуации ценные экспонаты. В ящики удалось запаковать дорогие ковры, изделия из серебра и золота с драгоценными камнями.
Ценнейшие памятники культуры удалось вывезти военным эшелоном в Новосибирск. Многие же сотрудники оставались непосредственно в здании музея и даже в тяжелые блокадные дни жили в подвалах.