Российские ученые приступили к масштабному развитию цифровых двойников. Диджитал-модели работают на основе искусственного интеллекта и анализа данных. Виртуальные помощники появились в том числе у врачей, строителей и конструкторов. Они способны создать макет будущего здания, нового автомобиля и даже человека, которому требуется медицинская помощь.
Технология цифрового двойника — само название сбивает с толку. Кажется,
Екатерина Алексеева — руководитель проекта «Виртуальный пациент». Это большая образовательная платформа Сеченовского университета, которая генерирует подобные реальным медицинские случаи.
Екатерина Алексеева, директор Клинического института детского здоровья им. Н. Ф. Филатова Сеченовского университета: «Эта система дает отработать навыки диагностики, навыки даже общения с родителями, навыки сбора анамнеза в виртуальной среде, чтобы студент был к этому готов, когда подойдет к пациенту».
Вопреки ожиданиям здесь нет трехмерной модели ребенка, но цифровой двойник позволяет моделировать обследование детей и погружает в реальную в работу врача.
Владимир Лабинов, студент
Анна Мыздрикова, студентка
Эмуляция больного ребенка со всеми симптомами и анализами построена на 3000 уникальных показателей здоровья реальных мальчиков и девочек, причем каждый случай в динамике — от рождения до совершеннолетия. Сейчас с «Виртуальным пациентом» работают 12 российских медуниверситетов. В самом Сеченовском университете благодаря программе оценок «хорошо» и «отлично» у студентов стало больше на треть.
Без технологии цифровых двойников невозможна разработка современного автомобиля. За свою трудовую карьеру Филипп Дьяков участвовал в запуске на российский рынок более 30 моделей автомобилей. Теперь руководит испытаниями электромобиля «Атом».
Филипп Дьяков, руководитель отдела испытаний автомобилей «Атом»: «Цифровой двойник — это набор формул, которые описывают все параметры, кинематику, все, что есть в автомобиле. Эти технологии позволяют уже на ранних стадиях выделить
Огромные массивы данных преобразованы в понятные образы: как работает подвеска, как машина ведет себя при переставке, что происходит с конструкцией при
Филипп Дьяков: «Это колоссальная материальная экономия и экономия времени. Это понятно. С другой стороны, нельзя целиком и полностью полагаться на цифровые модели».
От человека и машины можно перейти к гораздо более крупной системе. Современный завод по производству дронов — это огромное предприятие, город в городе. В одной его части делают корпуса, в другой — моторы, в третьей — налажен выпуск аккумуляторов.
Владимир Мордасов, директор по технологическому развитию транспорта будущего: «Все это хотелось отрисовать в едином концепте, чтобы прийти к автоматизированной системе управления технопроцессами, вывести всю эту информацию руководителю, чтобы руководитель в любое время понимал, что происходит на предприятии».
Задача нетривиальная, ведь требовалось найти программу отечественного разработчика. Нашли, заработало, проект стал расти. А если сделать так, чтобы беспилотная техника могла сама ориентироваться в городе, строить маршрут, видеть препятствия и друг друга?
Владимир Мордасов: «По карте с использованием видеокамер он определяет свое местоположение и в заданном коридоре воздушного пространства может осуществлять полет между домами, под линиями электропередачи, над линиями электропередачи, взлетев в точке А точно и своевременно прилетев в точку Б».
Для компании, которая на полном серьезе испытывает беспилотное такси, цифровой двойник — обязательное условие для безопасных полетов в городской черте, когда это станет возможным.
Проблемы, которыми занимается профессор Альберт Бахтизин, специалист в области моделирования
Альберт Бахтизин, директор Центрального
Интервью было записано до того, как Трамп развязал пошлинную войну со всем миром, а особенно с Китаем. Оказывается, и этот сценарий уже был просчитан.
Альберт Бахтизин: «То есть ограничения мы просчитывали и на товары китайские, и на товары российского экспорта, введение против нас торговых пошлин. Подобного рода вещи, с точки зрения коллег из Китая и с нашей точки зрения, они сейчас наиболее актуальны».
Эти прогнозы похожи на виртуальный