Гармоничная экономика и взаимосвязанная промышленная база объединяют Россию и Белоруссию. Государства добрые соседи и надежные партнеры. В обеих странах сегодня отмечают общий праздник − День единения народов. 2 апреля 1996 года был подписан договор о создании сообщества двух стран, а уже в 1999-м − о появлении Союзного государства. В честь этого события появилась праздничная подсветка на Останкинской башне. Российский триколор и белорусский флаг, а также дата 2 апреля. Отношения Москвы и Минска всегда носили особый характер. Совместные военные учения и стратегическое сотрудничество, общие научные проекты и разработки, тесные культурные связи, а еще рекордный товарооборот.
Сложная операция на сердце позволила помочь пациенту, теперь только восстановление и контроль. Разработка от «Росатома» — новичок в белорусской реанимации, но здесь этот прибор необходим. «Тианокс» вырабатывает из обычного воздуха азот медицинской чистоты.
Иван Махановский, заведующий отделением анестезиологии и реанимации ГУ «Минский
Сейчас аппарат проходит практические тесты у белорусских медиков. В России устройство уже используется, однако вне страны первым предлагается именно белорусам как стратегическим партнерам по Союзному государству.
Станислав Левицкий, директор странового офиса госкорпорации «Росатом» в Белоруссии: «Сейчас вместе с медиками и Минздравом вносим изменения в медицинские протоколы. Аппарат действительно уникальный, позволяет лечить больных, облегчать процессы с точки зрения реанимации».
Минимум места, минимум затрат на инфраструктуру. Поддержка и терапия оксидом азота применяются давно, но требуется газопровод, повышенные меры безопасности, своевременная поставка высокоочищенного газа, чаще всего в баллонах, их подключение и отключение. Здесь нужна просто розетка.
Иван Махановский, заведующий отделением анестезиологии и реанимации ГУ «Минский
Дольше пока не было необходимости. Российский рекорд — 48 дней. Прибор только часть медицинских проектов от атомной госкорпорации в республике. Белорусский металлургический завод считается средним по мировым масштабам, хотя по площади и больше Монако. Работает на ломе черного металла.
Плавильная печь — сердце и душа металлургического завода. Больше половины сырья — свое, белорусское, с остальным помогает российский рынок. Сырьевые поставки имеют колебания, порой доля соседа даже превышает 60%. До санкций половина продукции уходила на экспорт в Европу, теперь с рынком сбыта, как и с портовой логистикой, тоже страхует Россия. Никаких преференций, условия на равных. Белорусы берут качеством и надежностью, и скоростью производственной реакции.
Балашов Александр, мастер выплавки, Белорусский металлургический завод: «Видов, марок стали очень много. На каждую своя технологическая карта, где все это прописано, на каждую марку стали своя химия».
Новый запущенный зимовальный комплекс арктической станции «Восток», к примеру, на трубах БМЗ. Белорусы также мировые лидеры в производстве металлокорда. В шинной промышленности без него никуда, не мешают даже торговые барьеры.
Евгений Рагозик, Белорусский металлургический завод, начальник сталепроволочного цеха №1: «Настолько тонкая проволока, что приблизительно с диаметр конского волоса или человеческого».
Борисовскому БАТЭ российский рынок достался отчасти в наследство от СССР. А вот то, что белорусские стартеры и генераторы для тракторной и грузовой техники на нем удержались и нормально себя чувствуют, уже целиком их заслуга. Поддоны отправятся на КамАЗ. Многие машины двойного назначения и сохраненные здесь советские наработки в условиях санкционного и технологического прессинга оказались уникальными и принципиально необходимыми.
Олег Чечин, директор по промышленной политике и развитию ОАО «БАТЭ» холдинг «Автокомпоненты»: «Мы способны делать некоторые изделия полностью без импортных комплектующих. Они, может быть, не удовлетворяют с точки зрения эстетики, массогабаритных параметров, но с точки зрения стойкости в перегрузках, которые превышают требования, которые есть сейчас предъявляются таможенным ЕАЭС, они значительно более стойкие».
Объективная реальность — объемы производства двигателей сокращаются, но номенклатура становится более широкой. Ее надо в темпе импортозамещать. Конкуренция здесь уже не союзная, партнерская, а глобальная. Но с российскими производителями двигателей долгосрочные договоры.
Взаимодействие на стадии проектировочных работ с партнерами идут постоянно. В Борисове стараются максимально, насколько это возможно, локализовать продукт. Все свое — штамповка, металлообработка и гальваника, даже якоря — сердце любого стартера — тоже делают сами. Это дорого и трудно, но зато спокойнее с точки зрения возможностей и шоковых ограничений.