В Бурятии организаторам швейного цеха удалось совместить тренд на традиции и экологичность. Там наладили выпуск национальной одежды, которую носили в республике еще бабушки нынешних модельеров. Ретро оказалось востребовано даже за границей. Кроме того, текстильное производство может сыграть важную роль в развитии внутреннего туризма.
Из пестрых кусочков ткани примерно за 12 часов будет сшита безрукавка. Жилет собирают, как мозаику, для этого нужны 132 лоскута. Чтобы пазл сложился, материал предварительно вымачивают в уксусе, это позволит зафиксировались размеры и цвет.
Автор проекта «Дарсаг» Екатерина Шолхоева по образованию социальный антрополог, она долго работала в сфере моды и всегда жалела обрезки, остававшиеся при изготовлении одежды. В поисках применения им и пришла к идее пошива хантууза. Так в Бурятии называют утепленные жилеты, часть национального костюма.
Екатерина Шолхоева, автор проекта «Дарсаг»: «Мы в детстве носили такие безрукавки. У меня бабушка всегда носила такую безрукавку в огород, например, или же просто дома, или на выход, когда
В месяц швейный цех выпускает около десяти жилетов. При этом география поставок обширна, посылки покупателям отправляли не только по России, но и в Сербию, Францию, Америку, Австралию.
Ассортимент со временем пополнился и джинсовыми жилетами и кимоно. Это направление вывели в отдельный проект «Сашико». На ткани вышивают узоры, встречаются и национальные, а также символы шаманизма или буддизма. Для изготовления одного кимоно задействованы три или две вышивальшицы, также одна
Участие мастериц пенсионного возраста стало отличительной особенностью. Они получают всю выручку от работы и продажи. Ирина всегда занималась рукоделием — вязанием, декупажем, кракле. Вышивка стала
Ирина Ронская, мастер ручной вышивки: «Начиная вышивать, ты получаешь удовлетворение от работы так же, как и в то время, когда ты работал. То, что ты нужен, мне кажется, главнее. А деньги — это уже приятный бонус».
Тамара Гыргенова занимает должность бригадира. Своих коллег ласково называет «девочками» и обеспечивает их материалами, также распределяет задачи, ищет новых мастеров. По ее словам, благодаря работе начала лучше понимать культуру, носителем которой она и является.
Тамара Гыргенова, бригадир: «Я сама, если честно, в этом не разбиралась. Когда начала изучать орнаменты, получается, каждый орнамент
Маленький бренд вырос из ностальгии по деревенскому детству и желания перерабатывать вторсырье, поэтому национальная идентичность и экологичность идут рука об руку. Мастера из Бурятии стремятся вывести свое производство на уровень полностью безотходного. Жилеты шьют уже из обрезков, но в процессе изготовления неизбежно появляются новые обрывки. Их не выбрасывают, пускают в дело и шьют, например, сумки.
Сейчас Екатерина и ее коллеги планируют запуск линейки для туризма. В Бурятии есть все необходимое, чтобы испытать такую одежду в полевых условиях, ведь рядом Байкал и горная цепь Восточных Саян.

