Избранный президент США Дональд Трамп наконец-то уточнил, насколько великой он хочет сделать Америку. Точнее, насколько больше: на два с лишним миллиона квадратных километров. Именно такова площадь самого большого в мире острова Гренландии. Но зачем ему понадобилась эта гигантская глыба снега и льда?
Дональд Трамп — младший после посещения Гренландии опубликовал короткое видео о поездке, где якобы жители провинции просят купить территорию и присоединить ее к США. Уже потом датские журналисты написали, что все эти люди с кепками Make America great again — бездомные, их просто купили за миску супа. Но картинка гренландцев, поддерживающих Трампа, уже облетела весь мир.
Это далеко не первая попытка купить Гренландию. Сам Трамп под занавес первого срока в 2019 году предлагал Дании компенсацию — 600 млн долларов в год. До него присоединить остров к США пытался Гарри Трумен сразу после Второй мировой.
Муте Эгеде,
Кажется, Дания, словно персонаж «Бесприданницы», решила: не доставайся же ты никому.
Метте Фредериксен,
В отличие от героев Островского, у Гренландии приданое есть. 80% территории острова покрыты льдом, а все богатство как раз и находится подо льдами.
По данным The Economist, на острове расположены залежи 43 из 50 минералов, которые американское правительство классифицирует как критически важные. Геологи называют Гренландию кладовой нашей планеты.
Александр Мазарович, доктор
За этими названиями — целые отрасли экономики.
Присоединив Гренландию, американцы смогут претендовать чуть ли не на всю Арктику. Дело в том, что в морской конвенции ООН 1982 года есть такое понятие, как «исключительная экономическая зона» — это 200 морских миль от берега. В этих пределах страна может распоряжаться всеми ресурсами. В этом же документе есть дополнение.
Александр Мазарович: «Если обнаруживается, что под водой находятся некие поднятия, которые имеют такую же кору и такой же состав пород, как континент, то это можно рассматривать как продолжение этих структур в океан».
Прямо сейчас добывать полезные ископаемые в Гренландии или рядом с ней — не самое выгодное дело. Но Трамп — как бизнесмен — смотрит на годы вперед.
Кроме экономического, у Гренландии огромный логистический потенциал. Наблюдения показывают, что площадь ледяного покрова с каждым годом уменьшается. Экологи бьют тревогу, а экономисты потирают руки: вот он — новый маршрут в Азию.
Сейчас путь из Роттердама в Токио через Суэцкий канал — примерно 21 тыс. километров. А из
Меньше расстояние — больше денег. В карманы бизнесменов, конечно. К тому же никаких очередей на проход, никаких контейнеровозов, которые могут перекрыть путь на пару дней, и никаких сомалийских пиратов или йеменских хуситов с их любовью обстреливать суда.
Еще один слой пирога под названием Гренландия, которую так жаждет новое американское руководство, — военный.
Пол Валлели, американский
Если Гренландия станет частью США, возможна дальнейшая милитаризация острова. «Это может быть доступ к Арктике. Возможно, это место для размещения новых авиабаз», — говорит
На
Дональд Трамп, избранный президент США: «Нет, я не могу гарантировать вам ни то, ни другое. Но я могу сказать, что они нужны нам для экономической безопасности».
Противостоять бизнесмену, который решил купить недвижимость и готов ради сделки практически на все, — невозможно. А что там думают 50 тысяч гренландцев во главе с премьером — не так уж и важно.