В Сирии происходят резкие перемены, которые могут иметь последствия для всего Ближнего Востока и не только. Стремительное наступление отрядов вооруженной оппозиции завершилось захватом столицы и сменой власти.
Оппозиция, которая наступала с севера, взяла под контроль основную часть страны. Курды на севере Сирии потеряли некоторые территории, их заняли протурецкие группы, а на востоке курды с поддержкой США увеличили свою зону влияния. И Израиль расширил свой контроль в районе Голанских высот.
Поступают сообщения, что оппозиционные группировки, взявшие столицу, теперь готовы формировать инклюзивное правительство, куда войдут представители всех групп и формирований. Теоретически возможно, но ситуация на Ближнем Востоке показывает, что это всегда затруднительно.
Территория, которая находится под контролем победившей оппозиции, пока во многом зависит от Турции. А цель Турции была не только убрать Асада, но и отодвинуть от своих границ формирования курдов, которых поддерживают США. Вряд ли Турция позволит своим группам в Дамаске вести переговоры с курдами для создания общего единого правительства.
И Израиль будет настороженно относиться, если у своих границ увидит наращивание протурецких формирований, и уже бьет по складам бывших правительственных войск, чтобы вооружения не перешли в руки протурецких группировок.
Между тем глава СВР Сергей Нарышкин подтвердил, что Россия ведет сейчас переговоры, чтобы обеспечить безопасность и посольства, и других российских представительств на территории Сирии.
Ситуация в Сирии напоминает шахматную доску, за которой не два игрока, а гораздо больше. И как только появится политический вакуум, то все так или иначе проявятся. Саудовская Аравия сохраняет влияние на некоторые суннитские группы внутри Сирии и не собирается отдавать это влияние Турции. Есть свои интересы в стабильной обстановке в Сирии и у ОАЭ. Египет уже выразил недовольство, что Израиль расширяет свое присутствие в буферной зоне на Голанских высотах. Иран вряд ли смирится с потерей своих позиций в Сирии, это отразится и на Ираке.
Со всеми этими игроками у России рабочие и конструктивные отношения. При необходимости, рычаги взаимодействия будут востребованы. Это один вариант. Другой вариант — внешние игроки не договорятся, и тогда Сирию будут делить на секторы с силовыми выпадами и дальнейшей хаотизацией до очередных попыток заморозки.

