Сегодня все, как полвека назад, но тогда делегацию НАСА принимали на самом верху подписывали двусторонний договор о легендарной стыковке на орбите. Сегодня гостей встречают в московском Музее космонавтики. Журналисты все так же жадно подмечают детали: кому первому слово дадут нашим или американцам, кому предоставят право перерезать символическую ленту открыть новую экспозицию, посвященную программе «Союз Аполлон».
Вперед сегодня пропускали гостей. Соперничество никуда не ушло, просто пилотируемой программой НАСА в России руководит женщина Триша Мак. Не проявить галантность российские космонавты просто не могли. Разногласий между странами
Тогда, на пике охлаждения отношений, было решено подняться в космос с разных континентов (советский
К сожалению,
Накануне памятной даты в «Роскосмосе» рассекретили любопытные документы, в то числе приказ министра общего машиностроения СССР Афанасьева от 28 ноября 1969 года. Документ требует от генерального конструктора в двухнедельный срок разработать систему унификации двух кораблей. Спросите, что тут особенного? Корабли совершенно разные, отличаются не только конструкции, но и давлением внутри капсулы. За две недели разработать такой проект фантастика. Зачем так спешить, ведь сама стыковка состоится лишь спустя 6 лет в 1975 году? Ответ очевиден: советские инженеры во всем должны были опережать техников из Хьюстона.
Самая главная инженерная задача того времени стыковка на тот момент возможна только по системе «штырь конус», то есть стыковочная система одного корабля должна быть в виде штыря, второго в виде конуса. И тут каждый боролся за то, чтобы быть «штырем».
На открывшейся сегодня выставке представлены уникальные экспонаты, в том числе сигнальная ракета с «Союза» с автографом командира Леонова, кабель передатчика, с помощью которого весь мир слышал переговоры космонавтов, а также журнал подготовки, который на одном из фотоснимков держит в руках Алексей Леонов. Именно в этот блокнот нужно было заглядывать в случае нештатных ситуаций на орбите. Героический полет советских и американских астронавтов стал началом оттепели между двух стран. Задача новых поколений не обесценить тот труд и риск.