В Москве открывается масштабная выставка, посвященная легендарным японским самураям.
В Москве открывается масштабная выставка, посвященная легендарным японским самураям. Среди экспонатов — доспехи древних воинов и внушительная коллекция самурайских мечей, каждый из которых имеет не только свое имя, но и душу. Погрузиться в загадочный мир средневековой Японии помогут и новейшие цифровые технологии.
Корреспондент НТВ Владислав Сорокин с их помощью пытался понять дух самурая.
То, что до таких древних и редких экспонатов можно не просто дотронуться, но взять и применить их по назначению людей понимающих вводит в состояние священного трепета.
Ксения Пшемыская, консультант: «Сам возраст данного доспеха чувствуется, когда одевается».
Мужской доспех надели на Ксению просто потому, что мужчин с подходящей комплекцией не нашлось. Самураи в XVII веке были низкого роста и хрупкого телосложения. Маску носили для устрашения, панцирь, пластины на руках и бедрах — больше для защиты от стрел. Японский самурай в отличие от европейского рыцаря защищенности предпочитал мобильность.
Ксения Пшемыская, консультант: «Свободно абсолютно. Если не сползет маска, можно держать меч, можно делать различные движения».
Этим доспехам по 400 лет, и только один из них под стеклом — тот, что принадлежал национальному японскому герою по имени Ода Набунага. Это он начал процесс объединения княжеств. Выставка «Самураи. Искусство войны» («Самураи. Art of war») — это демонстрация не только вооружения, а всего, связанного с жизнью самураев — загадочных персонажей средневековой Японии. Тема доспехов плавно перетекает в боевые искусства, потом в Кодекс бусидо, а отсюда недалеко и до мифов про японские мечи.
Юрий Аистов, мастер мяча: «Мы видим идеально ровную линию, полировка позволяет достичь тонкости лезвия, которое состоит из
Если в зале мечей мифы по большей части подтверждаются, то в центральной экспозиции — фрагменте битвы при Сэкигахаре — скорее, развенчиваются. Например, штамм, пришедший из кино, — битва на мечах, когда искры летят, — не более, чем вымысел режиссера ради красивой картинки.
Георгий Аистов, организатор выставки: «Оруженосец — защитник пехотинцев, он наносит ему удар нагинатой в ногу. Дело в том, что в классическом бое в доспехах не существует прямых ударов. Потому что бесполезно. Основная задача — найти уязвимое место противника. Это либо шея, либо нога».
Выставку с древними доспехами организаторы сделали максимально современной. Здесь будет
После реконструкции битвы посетители выставки попадают в японский храм. Там есть японский меч, японский барабан, ударом в который отпугивали злых духов. С точки зрения выставки, эта часть экспозиции очень важна, потому что понять вещи, о которых речь пойдет дальше, можно только с помощью веры.
Все свое логическое мышление нужно оставить здесь. Вам расскажут, что у каждого меча есть не только имя, но и душа, что заколдованные мечи мастера Мурамаса были вне закона на протяжении двух веков, за обладание ими казнили. В это можно только верить, но невозможно проверить или опровергнуть. Точно так же, как неяпонцу никогда не понять дух самурая. Как это всю свою жизнь провести в служении господину и идее? Как это сознательно выбрать смерть, как только появится возможность умереть достойно?