Историк и журналист Константин Гнетнев писать о канале начал в восьмидесятых. Когда о нем говорили «либо хорошо, либо ничего». Архивы были засекречены, очевидцы молчали.
Константин Гнетнев, журналист, историк, автор книг по истории
Одно следствие другого. Канал строили в катастрофически короткие сроки 227 километров за год и восемь месяцев. В Москву шла «туфта» отписки, что «все идет по плану». Из Москвы приезжали проверяющие, видели, что работы сделаны только на бумаге, и начиналась «штурмовщина». Участок между седьмым и восьмым шлюзом 30 тысяч человек сто дней в прямом смысле долбили круглыми сутками, лишь бы успеть к сдаче.
Еще один термин из лагерного жаргона аммонал. Вообще, это название взрывчатки, но здесь каналоармейцы так называли черствый хлеб. Потому что в желудке потом было
Рифмовать «поспешишь» и «насмешишь» стали много позже. Канал, несмотря на спешку, был построен добротно, как утверждают историки. Но продолжают спорить понравился он
Жанна Дроздова, научный сотрудник медвежьегорского районного музея: «Учет человеческих жизней не велся. Есть данные, что учитывали и записывали лошадей. Сколько поступило, как кормить. То есть лошадей кормили и о них заботились лучше, чем о людях!».
Изначально это был шедевр советского деревянного зодчества. На одном из шлюзов стояли деревянные створки высотой 18 метров. Последняя модернизация на канале была четыре года назад. Теперь тут все из бетона и железа, по периметру охрана. В командной башне автоматика и компьютеры. Осталось дождаться кораблей. Ведь без них здесь нет работы.
Возможно, юбилейный год повод посмотреть на канал не только с транспортной или стратегической точки зрения. Но и с туристической. Больше людей больше кораблей и больше возможностей заработать для местных жителей. Нынешний Беломорканал это
Подробнее в репортаже корреспондента НТВ Алексея Полякова.