«Кристис» ответил на претензии Вексельберга

комментировать
«Кристис» ответил на претензии Вексельберга

Предприниматель купил на торгах полотно якобы кисти Бориса Кустодиева, оказавшееся подделкой.

980
0
Поделитесь этой новостью

Сегодня аукционный дом «Кристис» (Christie’s) ответил на обвинения российского миллиардера Виктора Вексельберга. Предприниматель купил на торгах полотно якобы кисти Бориса Кустодиева, оказавшееся подделкой. Теперь бизнесмен требует вернуть ему деньги и заплатить компенсацию. В «Кристис» же делать этого не спешат, ссылаясь на то, что еще не получили данные повторной экспертизы картины.

Евгений Зубков подробнее. Репортаж НТВ.

Весь сыр-бор из-за картины «Одалиска», или «Обнаженная в интерьере». Полотно сравнительно небольшое — 35 на 47 сантиметров кисти Бориса Кустодиева, оно датировано 1919 годом. С молотка «Одалиска» ушла в ноябре 2005-го на так называемых «русских торгах» в Лондоне. Первоначально шедевр планировали продать за 220 тысяч фунтов, но итоговая цена превысила оценочную почти в восемь раз: 1 миллион 700 тысяч фунтов, что стало мировым рекордом для работ Кустодиева.

Приобрел лот Виктор Вексельберг через подконтрольный ему фонд «Аврора», и тогда же переправил в Россию. Хотя сделка, в отличие от покупки им ранее коллекции пасхальных яиц Фаберже, особо не афишировалась. Ну а в 2006-м эксперты вынесли неутешительный вердикт: приобретенная Вексельбергом «Одалиска» — фальшивка.

Причем этот факт подтвердили специалисты сразу трех авторитетных центров — Третьяковки, Русского музея и сгоревшего на прошлой неделе научно-реставрационного центра имени Грабаря. А в прошлом году «Одалиска» уже фигурировала под первым номером в официальном каталоге подделок произведений живописи Росохранкультуры.

Владелец псевдо-Кустодиева шум поднимать не стал. Было объявлено, что он будет добиваться возвращения денег, но мирно уладить этот вопрос с руководством «Кристис» российскому бизнесмену, видимо, не удалось. И теперь скандал получил широкую огласку. Дело взялся рассматривать Высокий суд Великобритании. Сейчас злополучная «Одалиска» находится на Туманном Альбионе. «Кристис» проводит собственное расследование.

«Мы очень серьезно относимся ко всем предположениям касательно подлинности, у нас нет другого выбора, кроме как отстаивать свою позицию», — говорится в сообщении аукционного дома. Согласно международным правилам, срок ответственности любого аукциона за подлинность лотов ограничивается пятью годами. В данном случае срок истекает в ноябре.

Занятно, что «Кристис» уже продавал «Одалиску» в 1989 году, и обошлось без претензий. Хотя вполне вероятно, что тогдашнему покупателю просто и в голову не пришло, что картину подделали. Ведь Кустодиев, по мнению экспертов, никогда не входил в число художников, с которыми работают мошенники.

Всплывшая история, безусловно, неприятна для истца, коим выступает Вексельберг, поскольку деньги на картину, причем деньги немалые, тратил именно он. И теперь эти деньга надо еще как-то вернуть. Ну, и если повезет, вдобавок отсудить компенсацию.

Для ответчика же в лице аукционного дома «Кристис» история неприятна вдвойне. И дело тут даже не в материальной составляющей, хотя и она для торговцев не последняя. На кону репутация, которая подчас важнее всего. В случае же с «Кристис», старейшим аукционом в мире, реноме кропотливо складывалось 250 лет. А завоевать худую славу, как известно — это раз плюнуть. Зато отмываться от темных пятен, как правило, приходиться долго.

НТВ в социальных сетях