К 190-летию со дня рождения хореографа Мариуса Петипа в Петербурге хотят установить памятник. Конкурс должны объявить в самое ближайшее время.
В Петербурге хотят установить памятник великому Мариусу Петипа. Проекта будущего монумента пока нет. Лучший будут выбирать в ходе конкурса, который объявят на днях.
Событие приурочили к большой юбилейной дате — сегодня исполняется ровно 190 лет со дня рождения знаменитого балетмейстера. Как Петипа оказался в России и почему современники считали, что талант хореографа не соответствует его фамилии, знает корреспондент НТВ Юлия Олещенко.
В это трудно поверить, но Мариус Петипа — человек, сделавший невероятно много для русского балета, за всю свою жизнь так и не овладел великим и могучим русским языком. Он прожил в России ни одно десятилетие, но либо предпочитал изъясняться
В Петербург Мариус Петипа приехал 160 лет назад. Дебютировал как первый танцовщик, а затем стал главным балетмейстером императорских театров. На протяжении полувека он — приверженец масштабных многоактных постановок — будто намеренно опровергал свою французскую фамилию.
Ирина Пушкина, преподаватель истории хореографического искусства Академии русского балета им. А. Я. Вагановой: «Пети па в переводе с французского означает „малое движение“, „малый шаг“. Этот парадокс не объясним, потому что его постановки говорят о совершенно гениальном таланте балетмейстера и постановщика, организатора зрелищ, которыми являются такие балетные спектакли как „Баядерка“».
Эпоха большого балета Петипа — это и «Раймонда», и «Дон Кихот». Он стал автором 56 оригинальных спектаклей, но самым любимым считал «Спящую красавицу». Именно с нее начинается путь на сцену для юных «вагановцев».
«Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленное кружение и поднимание ног выше головы», — утверждал Мариус Петипа. Он делал ставку на отточенную технику. С тех пор тот, кто освоил академические каноны патриарха русского балета, всегда в выигрыше.
Мария Вахрушева, методист сценической практики Академии русского балета им. А. Я. Вагановой: «Если танцовщик действительно правильно овладел постановкой выворотных ног, нужной в классическом балете, ему очень просто это использовать и при обратном движении ног, и при танце модерн. Как известно, наши классические танцовщики гораздо проще осваиваются в модерне, чем танцовщики модерна осваиваются в классике».
В фондах петербургского музея
По воспоминаниям современников, основные позиционные построения Петипа придумывал дома, расставляя на письменном столе небольшие фигурки. Самые удачные варианты он заносил в записную книжку, а потом проверял на сцене, где музыканты исполняли для него фрагменты по восемь тактов. Интересно, какие чувства испытал бы Петипа сегодня, посмотрев многочисленные версии сочиненного им «Лебединого озера ?
Иван Тараканов, студент Академии русского балета им. А. Я. Вагановой: „Я думаю, был бы шок. Ведь техника и танец настолько изменились, что думаю, он бы, конечно, узнал свои постановки, но с трудом“».
Современные примы совсем не похожи на Екатерину Вазем или Анну Павлову, олицетворявших для Петипа идеал балерины. Уже к началу XX века его монументальные постановки подверглись редактированию. Спорить с Петипа пытались многие известные хореографы, но его утверждение, что наш балет — лучший в мире, до сих пор остается неизменным.

