Пик уличной войны за Бронзового солдата пришелся на ночь с 26 на 27 апреля. Принятое эстонскими властями решение о демонтаже мемориала спровоцировало массовые беспорядки.
Минувшая ночь в Таллине прошла относительно спокойно. Стычки происходили на
Пик уличной войны за Бронзового солдата пришелся на ночь с 26 на 27 апреля. Принятое эстонскими властями решение о демонтаже мемориала спровоцировало массовые беспорядки.
Премьер Ансип лично гарантировал гражданам порядок и безопасность, так что, по сути, ответственность за случившееся ложится на него.
В результате таллиннских событий погиб российский гражданин, постоянно проживавший в Эстонии. Его родные намерены подать иск против властей страны в Европейский суд по правам человека.
В воскресенье официальный Таллин сообщил, что памятник советским
Скульптура в целости и сохранности. Вряд ли, впрочем, подобные заявления способны разрядить обстановку.
О том, как одна из самых спокойных республик бывшего СССР превратилась в пороховую бочку, репортаж корреспондента НТВ Дмитрия Новикова.
Прошедшая ночь в Эстонии прошла относительно спокойно. Больше четырех не собираться — полиция следила за выполнением этой формулы, иначе задержание. В русскоязычной Нарве было арестовано более 150 человек. Но таких волнений, как это было в предыдущие дни, удалось избежать.
Власти Эстонии тщательно подготовились к началу мероприятий, связанных с раскопками братской могилы. Со всей Эстонии в Таллин еще в начале недели были стянуты дополнительные полицейские силы. Населению сообщали, что для проведения учений.
Также уверяли, что демонтажа не будет — только раскопки. Но получилось иначе. Ситуация в Эстонии накалялась постепенно. Она как пружина сжималась, по меньшей мере, все последние 15 лет.
Демонтаж памятника
В ночь на четверг полиция вытеснила с применением силы тех, кто нес у монумента круглосуточное дежурство. Практически весь квартал, где расположена братская могила
Тут же началось стремительно возведение укрытия, похожего на саркофаг. Возмущенных людей оттесняли.
В течение дня у памятника собралось более тысячи человек. И это уже было очевидное противостояние. То здесь, то там между протестующими и полицией возникали стычки. К десяти вечера они превратились в массовые.
Полиция использовала спецсредства. В ход пошел слезоточивый газ, резиновые дубинки, шумовые и световые гранаты. Жестокий и безжалостный разгон длился более часа, сначала полиция преследовала защитников памятника по близлежащим улицам, но затем неожиданно это прекратила.
Протестующие начали мстить. Первая ночь беспорядков сменилась днем стычек с полицией, жестокость которой только усиливалась. С наступлением сумерек в Таллине и на
Около тысячи арестованных полицией, нехватка мест в следственных изоляторах, содержание под стражей в переполненных ангарах, избиения железными дубинками скованных наручниками людей, убитый житель Эстонии россиянин Дмитрий Ганин, десятки пропавших без вести участников уличных протестов — это обновленная открытка современной Эстонии.
Позавчера в запретной зоне все же начались раскопки братской могилы павших в боях с фашистами советских солдат.
Еще неделю назад этот город был совершенно другим. Теперь в нем запретные зоны, наглухо заколоченные окна магазинов, растерянные туристы и страх новых столкновений.
В России действия эстонских властей по демонтажу памятника
Михаил Маргелов, глава комитета по международным делам СФ РФ: «То, что происходит сейчас в Таллине, иначе как государственным терроризмом назвать нельзя. Может ли государство, которое варварство сделало нормой своей правоприменительной практики, называться действительно европейской страной?»
Константин Косачёв председатель Госдумы РФ по международным вопросам: «Европейский союз сделал очевидно мало для того, чтобы обуздать эстонских националистов. Видимо, сработали соображения корпоративной солидарности, которая оказывает очень плохую услугу репутации Европейского союза в целом».
Звучали также весьма радикальные предложения: отозвать из Таллина российского посла, а также разорвать дипломатические отношения с Эстонией.
Официальная Москва заняла жесткую, но сдержанную позицию в надежде на цивилизованное решение конфликта.
У России достаточно экономических рычагов для воздействия на ситуацию, но бойкот эстонских товаров — пока частная инициатива некоторых предпринимателей.
Здание эстонской дипмиссии в Москве

