Хроники «Армении»
Документальное расследование
самой загадочной морской катастрофы
Великой Отечественной войны
К ГОДОВЩИНЕ ГИБЕЛИ ТЕПЛОХОДА «АРМЕНИЯ»

80 лет эту трагедию в Чёрном море окружают пучина секретности, бездна молчания и море слухов.

Известна едва ли десятая часть имен погибших на «Армении», а список ее жертв растет и растет – потерявшие в море близких, любимых, числят их погибшими на «Армении», хотя не совпадают ни даты, ни обстоятельства. Счет идет на многие тысячи.

«Армения» стала символом потери, вместилищем скорби, оставаясь при этом белым пятном нашей истории, черной дырой нашей памяти.

А в архивах хранятся бумаги. Журналы боевых действий флота, вахтенные журналы кораблей, списки, таблицы, схемы – будничная писанина войны. И совершенно секретное следственное дело о гибели «Армении». Множество перекрестно фиксирующих факты документов. Анализируя и сопоставляя их, мы восстановим ход трагедии.

Теплоход «Армения»


Спроектировали и построили судно в 1926 году на Балтийском заводе, на воду спустили в 1928-м. Чертежи теплохода, детальные планы и всю проектную документацию удалось найти в Санкт-Петербурге, в Крыловском государственном научном центре. Эти документы почти 100-летней давности помогут ответить на многие вопросы, включая главный — сколько же пассажиров могло быть на борту теплохода в день гибели.

Почтово-пассажирские теплоходы Крымско-Кавказской линии
типа «Аджария»

В 1941 году в распоряжение Черноморского флота таких судов поступило шесть. Мобилизованы все были в августе, за первый год войны погибли пять…

«Аджария» была серьезно повреждена авиацией противника и затонула.

«Грузия» — потоплена немецкой авиацией 13 июня 1942 года в Южной бухте Севастополя.

«Абхазия» — затонула в порту Севастополя 10 июля 1942 года в результате попадания в корпус авиабомб.

«Украина» — потоплена немецкими бомбардировщиками

2 июля 1942 года в Новороссийске.

«Крым» — 22 сентября 1941 года при подходе к Новороссийску подорвался на советском минном заграждении, получил серьезные повреждения корпуса и до конца войны простоял в ожидании ремонта.

И красавица «Армения», в 30-е годы блиставшая в кино в роли самой себя.

Капитан «Армении»
Владимир Плаушевский
39 лет, капитан-лейтенант, одессит.

Мобилизован был вместе со своей «Арменией».

С августа совершил 15 военных рейсов, перевез более 15 тысяч человек. В октябре из Одессы вывез целиком вооруженную дивизию — 5 500 человек.

Был атакован бомбардировщиками, сманеврировал, увернулся от 16 бомб. За это был награжден Орденом Красного знамени.

В последний рейс «Армению» он поведет 7 ноября 1941 года.
Хроники «Армении»
3 НОЯБРЯ
Военный совет Черноморского флота сообщает в Москву, что хочет вывезти из Севастополя боевой состав флота. Бьют тревогу и в Ялте: требуется срочная эвакуация раненых из развернутых в городе госпиталей.
1941 год
Крым немцам – не курорт. Не теплое море их поманило, а крымские авиабазы, с которых ударная авиация Черноморского флота вылетает в рейды на Румынию. Цель наших летчиков — порт Констанца и нефтепереработка в Плоешти. С нефтью у нацистов напряженно, и румынская – их стратегический запас.
В сентябре бои шли уже на Перекопском перешейке, в октябре ради Крыма мы оставили Одессу, чтобы ее войсками усилить крымскую оборону, а к началу ноября у нас осталась только узкая полоска южного побережья.
Севастополь в осаде и почти без войск. Командующий Черноморским флотом адмирал Октябрьский разведывает Кавказский берег – его нет в Главной базе флота неделю. Возвращается он под утро 2 ноября, а уже 3 числа отправляет верховному командованию доклад.

Севастополь
Военный совет Черноморского флота на фоне ухудшающейся обстановки принял решение:
Боевой состав флота вывести из Севастополя и рассредоточить на побережье Кавказа. Морзавод эвакуировать, авиацию перебазировать на кавказские аэродромы. Отделы тыла отправить в Поти и Самтреди, а Штаб и центральные учреждения флота перенести в Туапсе.

Ставка и наркомат в ответ молчат, но уже вечером крейсер «Красный Крым» вывезет из Севастополя все документы и имущество штаба флота.
Ялта
Герой Советского Союза Иван Бурмистров бьет тревогу.
В городе — огромное количество раненых, их надо срочно вывозить. В Севастополь от Героя Советского Союза летит настоятельное требование прислать санитарный транспорт. А если раненых много, значит, транспорт должен быть большой...

Сколько же раненых в городе? Точного числа нет, но есть данные о числе развернутых в Ялте коек — 19 680.

Все население Большой Ялты от Гурзуфа до Фороса, по данным переписи 1939 года, — 32 683 человека. Курорт превращен в госпиталь, раненых везут из Одессы, из Севастополя. Даже если в ноябре 1941 года была занята лишь половина развернутых коек, потребовалось бы три или четыре «Армении». Но Бурмистрову удалось выпросить только одну.

Это решение о санитарном транспорте для ялтинских госпиталей могло быть принято только 3 ноября, поскольку уже на следующий день «Армения» выходит из Туапсе.
4 НОЯБРЯ
«Армения» выходит в Ялту. С задержкой, без радиосвязи, в сопровождении одного тральщика.
05:40

Из Туапсе в охранении эсминца «Способный» выходит конвой, в составе которого «Армения». Ей назначено идти в Ялту за ранеными, но в машинном отделении возникают неполадки, и теплоход возвращается в Туапсе, чтобы выйти по назначению только через 10 часов. Уже без эсминца, в сопровождении одного тральщика «Груз», в вахтенном журнале которого появляется соответствующая запись.
15:10

ТЩ «Груз»: «Вышли с порта Туапсе сопровождая теплоход «Армения».
15:15

В Севастополе начальник Штаба Черноморского флота Елисеев издает приказ
ПОБЕРЕЖЬЕ КРЫМА ОТ ЯЛТЫ ДО ЧАУДЫ СЧИТАТЬ ПОБЕРЕЖЬЕМ ПРОТИВНИКА
ПОБЕРЕЖЬЕ КРЫМА ОТ ЯЛТЫ ДО ЧАУДЫ СЧИТАТЬ ПОБЕРЕЖЬЕМ ПРОТИВНИКА
«Армения» этот приказ принять уже не может: она вышла в море, а связь не положена мобилизованным гражданским судам.
Из Наставления флота по конвоированию транспортов: «Радиосвязью транспортам пользоваться запрещается. Радиорубки должны быть опечатаны и охраняться часовым»
15:35

Через 25 минут после «Армении» из Туапсе выходит эсминец «Сообразительный» под командованием капитан-лейтенанта Сергея Воркова, будущего контр-адмирала и писателя.

В его боевом донесении неожиданно всплывает приказ конвоировать «Армению» в Севастополь.

Такое «приказание начштаба флота Елисеева о конвоировании в Севастополь транспортов (один из которых „Армения“)» точно должно было отразиться в других флотских документах — журналах боевых действий, журнале оперативного дежурного.

Но нигде, кроме боевого донесения командира «Сообразительного», не отразилось.

Личным такой «приказ» точно быть не мог — слишком велик разрыв между контр-адмиралом и каплеем.
Догнав в море «Армению» с «Грузом», командир эсминца
приступает к исполнению этого «приказания»
Из отчетного материала эсминца «Сообразительный»
21:42
Тральщику «Груз» дали сигнал вступить в кильватер
22:13
Тральщику «Груз» вторично дали семафор лечь на обратный курс вместе с теплоходом «Армения» и следовать за мной
22:15
Дал на ТР «Груз» семафор: «Командиру – лечь на обратный курс вместе с теплоходом «Армения»
Этой ночью корабли так и будут держаться походным ордером. К своему донесению командир «Сообразительного» даже приложит схему.


Хроники "Армении": разгадка тайны гибели теплохода
5 НОЯБРЯ
Разворот в море: «Сообразительный» настойчиво пытается перенаправить «Груз» с «Арменией» в Севастополь, Штаб ЧФ ждет теплоход в Ялте, но судно после светограммы меняет курс.
09:00
В 9 ч. от командира эсминца «Сообразительный» я получил семафор о том, что берег от Чауды до Ялты занят противником.
Из допроса Анатолия Кроля, капитана тральщика «Груз»
То есть приказ начальника штаба о «береге от Чауды до Ялты» был истолкован на эсминце по-своему: не «считать побережьем противника», как в оригинале, а просто – «занят противником». Причем не только «берег», но, как следует из действий Воркова, и сама Ялта.

А в Ялте тем временем работает и порт, и телефон. Там ждут транспорт для эвакуации раненых..
Сам лично 5 ноября звонил оперативному дежурному Штаба ЧФ и просил немедленно выслать транспорт. Оперативный дежурный мне сообщил, что теплоход «Армения» в 22:00 будет в Ялте.
Из допроса Ивана Бурмистрова
10:00
В вахтенном журнале тральщика «Груз» появляется запись:
«Миноносец «Сообразительный» передал нам семафор, что в Ялту идти нельзя. Мы с теплоходом должны следовать в Севастополь»
Гибель теплохода "Армения": Тральщик "Груз"
На допросе комиссар тральщика сообщит, что просил командира эсминца связаться с Севастополем по радио, чтобы уточнить, куда же им с «Арменией» следовать, но было это сделано или нет – в отчетах «Сообразительного» не сказано.

Записи о двух разных конвоях и их назначениях есть в журнале обстановки оперативного дежурного ФКП Черноморского флота. Стоят одна за другой, отмечены одним временем.
18:00

«Серго» и «Сообразительный»: Туапсе Севастополь.
«Армения» и «Груз»: Туапсе Ялта за ранеными, приказать командиру, чтобы выходил из Ялты не позднее 3-4 часов.

И к следственному делу будет подшита машинописная копия приказа оперативного дежурного штаба


Но в море разворачивается совсем другая история — в Ялту «Армении» следовать не дают.
Командир эсминца «Сообразительный» подтвердил, что нам вместе с «Арменией» следует идти в Севастополь. Полагая, что подобное приказание исходит из Штаба флота, я вместе с командиром тральщика «Груз» дал светограмму «Армении»:
ЯЛТА ЗАНЯТА ПРОТИВНИКОМ
НЕМЕДЛЕННО ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ СЕВАСТОПОЛЬ
В документах кораблей это зафиксировано так:
21:30
«Т-р «Армения» вышел из строя и пошел в Ялту»
(Вахтенный журнал ТЩ «Груз»)
22:15
«Видимость резко ухудшилась и ТР «Армения» с ТЩ «Груз» скрылись. ТР «Армения» имел предписание следовать с Ялту, я же как командир конвоя имел предписание доставить его в Севастополь. После уже узнал, сколько требовалось труда, чтобы ТР «Армения» заставить итти в Севастополь, а не в Ялту, ибо последняя уже была занята немцами»
(Отчетный материал ЭМ «Сообразительный»)
22:55
«Т-р «Армения» лег в кильватер следуем в Севастополь самостоятельно»
(Вахтенный журнал ТЩ «Груз»)
23:00

Неожиданно для себя, неожиданно для Штаба флота, неожиданно для всех «Армения» берет курс на Севастополь, о чем не известно никому, кроме экипажей трех кораблей посреди темного и неспокойного Чёрного моря.
6 НОЯБРЯ
День новых вводных на земле, в море и в воздухе: Штаб флота ждет «Армению» в Ялте, летчики должны прикрывать там ее погрузку, но транспорт приходит в Севастополь.
01:45

Летчики получают приказ: «с рассветом прикрыть звеном истребителей в порту Ялта т/х «Армения», производящий погрузку раненых и эвакуацию населения».
02:06


«Сообразительный», потеряв ночью в тумане «Армению» и «Груз», первым приходит в Севастополь
«Вошел в Северную бухту, встав у нефтеналивного причала для пополнения. Задание выполнено, два транспорта доставлены в Главную базу с людьми (4000 тыс. человек) горючих материалов 10 000 тонн и другое», — напишет капитан Ворков в своем отчете.
03:45

В Главную базу входит «Армения».
В это время Военный совет и Штаб ЧФ готовят эвакуацию флота. На Кавказский берег – в Новороссийск и Сочи, в Поти и Батуми, в Сухуми и Геленджик летят телеграммы о том, какие службы флота будут туда перемещать.

Все телеграммы заканчиваются одинаково: «Срочно подберите служебные помещения для расквартирования личного состава». На всех телеграммах подпись: Командующий флотом Октябрьский. К приходу «Армении» разработана и новая дислокация госпиталей.

«Армению» в Севастополе не ждали, но применение «тоннажу» нашли быстро.
14:00

«Армения» швартуется в Корабельной бухте, у причалов артиллерийского завода, вблизи Главного военно-морского госпиталя Черноморского флота. Из осажденного города она повезет на Кавказ флотские санитарные и медучреждения, раненых и медиков главного госпиталя.

Готовить госпитали к эвакуации стали тогда же, когда решили вывести сам флот, 3 ноября. Но для масштабного переезда медикам выделили только два судна, и те – танкеры. Для наливных грузов, не для людей. «Туапсе» и «Иосиф Сталин». И вдруг – комфортабельная «Армения». Как не воспользоваться?

Перед самым уходом с/т «Армения» к танкеру подошел на катере политрук госпиталя и объявил врачам и сестрам, что по приказанию начальника госпиталя им всем предлагается перейти на с/т «Армения», так как он уходит почти пустой. Часть людей действительно перешла, часть же осталась и остались живы...
— С. Н. Золотухин, начальник Медико-санитарного отдела Черноморского флота
Получается, внезапный приход, точнее привод «Армении» в Севастополь сыграл решающую роль в гибели врачей Главного военно-морского госпиталя Черноморского флота.

На борт «Армении поднялись 307 севастопольских медиков...
Капитану теплохода выдано предписание выйти из Севастополя в 18:00.


Значит, на погрузку — всего 2−3 часа. За это время, по словам начальника санитарного отдела ЧФ А. И. Власова, судно примет на борт 300 раненых.


Пока их грузят, в севастопольских штабах – и флотском, и армейском – разрабатывается другая операция: доставка в осажденный город из Ялты бойцов нескольких полков и 7-й бригады морской пехоты. Это те, кому удалось пробиться к Южному берегу Крыма. Они прижаты к морю, но их слишком много, чтобы вывезти автотранспортом, – более тысячи человек. Флот высылает за ними два эсминца – «Бойкий» и «Бдительный».


17:28

В Ялту выходит эсминец «Бойкий».
18:08

«Прошли боны, вышли в море»: следом идет «Бдительный».

«Армения» же по предписанию — в 18:00 — не выходит…
Почему задержка?

У Отдела обеспечения коммуникаций — две версии:
20:10

Вышка береговой обороны фиксирует выход «Армении» из Главной базы.

В это время до Ялты уже добрался «Бойкий». Обстановка в городе сложная.
Вход в Ялту был закрыт бонами, с моря был сильный штилевой накат, и боны никто не открывал. Мною было решено боны открыть самому форштевнем корабля, что и было удачно сделано. Ошвартовались правым бортом к причалу, послал доложить Старшему морскому начальнику о прибытии корабля за войсками. В городе шла стрельба, давались белые и зеленые ракеты, семафоры фонарями, в порту никого не было.
— Из отчета командира эсминца «Бойкий», капитан-лейтенанта Г. Годлевского
20:55

Следом в Ялту приходит «Бдительный».

«Пришвартовались лагом правого борта к молу в Ялте, поносу эсминец «Бойкий»

И дальше, согласно вахтенному журналу «Бдительного», два эсминца больше часа будут ждать появления назначенных к эвакуации войск.

22:18

«Войска прибыли на пристань»

Погрузил в общей сложности 830 человек, три противотанковых пушки с зарядными ящиками, 6 минометов, 18 ящиков с минами, 7 станковых пулеметов, до 20 ящиков с имуществом батальона и т.д. Загрузив таким образом корабль, я доложил еще раз комдиву, что больше принимать людей и груз нельзя, так как некуда ступить на корабле, нарушены все нормы и правила...
— Из отчета командира эсминца «Бойкий», капитан-лейтенанта Г. Годлевского

Причал в Ялте – на молу, потому он длинный и узкий. Длина позволяет спокойно ошвартоваться трем большим кораблям – двум эсминцам и «Армении». Но ширина, 20 метров, вряд ли даст разойтись потокам разных пассажиров – бойцов с оружием, санитаров с носилками, гражданских с детьми и пожитками, когда все они устремятся каждый на свой корабль.

7 НОЯБРЯ
Директива № 1882, легендарный парад на Красной площади и последний рейс «Армении».
Пока «Армения», которую ждали накануне, только приближается к порту, на ялтинском молу продолжается погрузка войск на эсминцы.
00:15

«Бдительный» начал принимать бойцов.
Вот он, узкий мол! Погрузка на эсминцы, похоже, велась поочередно, иначе не объяснить, почему «Бдительный» два часа никого не принимал на борт. И раз «Бдительный», наконец, начал принимать войска, то, вероятно, в это время «Бойкий» их принимать закончил.
01:05
«Вышел в море эсминец «Бойкий»
(Журнал боевых действий эсминца «Бдительный»)
02:15
«Ялта. Теплоход «Армения» и два СКА №51 и 122 вошли»
(Журнал боевых действий Штаба ЧФ)
03:15
«Окончили приемку войск на корабль. Принято 131 чел личного состава морской пехоты»
(Журнал боевых действий эсминца «Бдительный»)
Как «Бдительный» ждал, пока закончит погрузку «Бойкий», так и «Армения» ждала, когда загрузится «Бдительный».

Узкий мол, неразбериха и, как следствие, два потерянных часа драгоценного темного времени, свободного от вражеской авиации. Это если списать со счетов факт, что никакой «Армении» здесь вообще не должно было быть в эту ночь: она должна была уйти из Ялты накануне. Но она опоздала на сутки.
04:00

Из сообщения капитана I ранга Бурмистрова, погрузка на теплоход в Ялте была начата в 4:00 7.11 и окончена в 8:00 7.11. Об этом Бурмистров мне сообщил лично по телефону.
Владимир Иванов, оперативный дежурный Штаба ЧФ
При разговоре с товарищем Бурмистровым он сообщил мне, что обстановка утром в Ялте создалась исключительно тяжелая, наши части отходя пытались садиться на теплоход. (...) При попытке наших частей садиться на теплоход, капитан теплохода отдал концы и отошел от стенки.
Владимир Иванов, из рукописных показаний в рамках следственного дела о гибели «Армения»
«Армения» прибыла в Ялту (…) Наши части в это время отходили, а противник обстреливал Ялту из пулеметов с гор. Шофера, которые подвозили раненых на машинах, разбежались. Одну машину с ранеными не погрузили и приказали ей итти в Севастополь.
Журнал обстановки оперативного дежурного ФКП ЧФ
7/11-41 в Ялту прибыл теплоход «Армения». Сразу же было приступлено к подвозке и погрузке раненых на теплоход, но так как машин для подвозки сидячих и лежачих раненых было недостаточно и к тому же госпиталя сильно разбросаны погрузка затянулась до 8 часов утра. По второму трапу теплохода в процессе погрузки раненых шла погрузка эвакуирующихся из г. Симферополь и Ялты граждан, преимущественно больные из числа сов. партактива и их семьи.
рапорт следствию уполномоченного 2-го отделения 3-го отдела ЧФ, лейтенант государственной безопасности
Следственное дело содержит несколько списков учреждений с количеством людей, попавших на «Армению».


Цифры везде примерно одинаковые: 1500-1700 раненых и 3 000 человек из партийно-советского актива с семьями. При этом все медучреждения в этих списках – флотские. Но Иван Бурмистров на допросе показал: погрузкой руководили армейские.
«Ответственным за погрузку был начальник санитарного управления 51-й армии, бригврач (фамилию его не знаю).

Бриграча, фамилию которого не знал Бурмистров, звали Андрей Иванович Пулькин.

Начальник санитарного управления 51-й армии, которая одна и обороняла Крым. Из помощи ей были только сошедшие с кораблей черноморцы, ставшие бригадами морской пехоты, и Приморская армия, привезенная из Одессы всего пару недель назад. Сколько же у 51-й было госпиталей?

45! Сорок пять свернутых и развернутых госпиталей, в которых количество коек приближалось к 14 тысячам.

Вывезти раненых с территории, которую не сегодня завтра займет противник, — это и была задача доктора Пулькина.

Скорее всего, именно он обратился к Бурмистрову, а тот исхлопотал «Армению». Скорее всего, судно шло в Ялту именно за этими ранеными. И совершенно точно доктор Пулькин был на «Армении» в ночь погрузки и знал, какие госпитали, кроме военно-морских, были приняты на борт.


23 декабря 1941 года за подписью Пулькина был составлен «Список личного состава Сануправления 51-й Отдельной Армии, эвакуированных на пароходе "Армения"» и из него следует, что «Армения» унесла жизни не только светил военно-морской медицины Черноморского флота, но и медицинского начсостава 51-й армии.

В списке – руководители некоторых госпиталей.

Невозможно предположить, что медики поднялись на борт без своих пациентов. Значит, с высокой долей вероятности, «Армения» вышла в море с подопечными госпиталей № 1751, 3532 и ППГ-172. По документам, они совокупно составляли 1000 коек.
Военно-медицинский архив имеет картотеку госпиталей, составленную после войны по различным документам.

Из 26 ялтинских — все относятся к 51-й армии. И только один из них — № 3545 на 200−250 коек — значится эвакуированным в октябре в Кавминводы. Все остальные имеют пометы «госпиталь захвачен противником, погиб в Крыму», «госпиталь погиб», «госпиталь погиб»…

Любые из 26, а то и 38 госпиталей могли оказаться на борту «Армении», какие — уже не узнать:
у оставленных и увезенных в тот день из Ялты — одна судьба — гибель.

Учет гражданских, для которых «Армения» была последним шансом выбраться из города, вести было некому: если эти списки и существовали, они погибли вместе с теплоходом.
05:00

В штабе флота раздается звонок:
Около 5:00 капитан I ранга Бурмистров позвонил из Ялты и сообщил, что обстановка в районе такова, что не позволит держать теплоход в течение дня в Ялте, заявив, что противник занял Кизилташ и движется на Ялту, так же отмечается движение противника по проселочной дороге на Алупку и просил об этом доложить начальнику штаба и дать указания.
— Из допроса Геннадия Дьяченко, оперативного дежурного штаба
Почему Бурмистров звонит около пяти? Потому что пять утра крайний срок выхода «Армении» из Ялты, назначенный капитану еще в Севастополе.

Этого предписания никто не отменял, но получается, что в 5 уже не выйти, и до 7 вечера не простоять…

В порту без защиты корабль уничтожит авиация, а в море есть хотя бы возможность маневра.
06:50
Оперативный дежурный передает Ивану Бурмистрову новые указания начальника Штаба.

  • плав.средства, не могущие уйти из Ялты, уничтожить;
  • принять меры к быстрой погрузке раненых на теплоход;
  • принять меры к посадке городского актива;
  • погрузить на теплоход всего 5000 ч.
  • самому сесть на СКА и сопровождать теплоход.
  • теплоходу после погрузки людей, ввиду нелетной погоды выйти в море и следовать по назначению, согласно указаний данных командиру теплохода...
  • Пост связи оставить в Ялте до последнего момента.
06:50
Оперативный дежурный передает Ивану Бурмистрову новые указания начальника Штаба.

«Теплоходу выйти ввиду нелетной погоды»
На момент принятия решения погода у берегов Ялты действительно нелетная — это зафиксировано у летчиков.
06:30
Погода: облачность 10 б. Н=300-400 м. На юге Сарыч до Ялты 100-200 м слабый дождь. Видимость плохая. Ветер W, NW, 5 м/с
(Журнал боевых действий 62-й Авиадивизии)
06:47
Запрошено на КП, выпускать ли на задание в связи с плохой погодой. Майор Никифоров приказал пока не выпускать, самолеты держать в готовности.
(Журнал боевых действий 32-го ИАП)
06:50
«Передано в эскадрильи пока не вылетать на задание, самолеты держать в готовности»
(Журнал боевых действий 32-го ИАП)
~08:00
Начальник штаба Елисеев на мой доклад, что «Армения» еще не выходила, дал указание прикрыть теплоход истребительной авиацией и дополнительно для усиления охраны выслать тральщик. Начальник штаба так же меня спросил, есть ли связь с Ялтой. Получив отрицательный ответ, сказал: «Ну, указания ему даны, пусть действует по обстановке»
— Из допроса Геннадия Дьяченко, оперативного дежурного штаба
08:00

В Москве на Красной площади начинается парад. Все громкоговорители страны транслируют из столицы речь Сталина и звуки маршей, под которые войска уходят на фронт.

В это же время в порт Ялты прибывает Иван Бурмистров и отдает начальнику охраны рейда приказание:
«немедленно отправлять из порта все суда; что не могут выйти — затопить».

В городе уже звучат взрывы уничтожают военно-экономические объекты, а командный пункт ВВС ЧФ принимает «приказание о прикрытии «Армении» на стоянке и при выходе ее на радиус действия ИА».

Это «на стоянке» лишний раз подтверждает, что свежая информация об «Армении» и ее положении в штаб не поступает — с Ялтой связи нет.
С приказом летчикам возникает очередное ... недопонимание
В трагическом деле «Армении» оно уже не первое, но еще не последнее…
08:05
Начальник штаба флота приказал
4 истребителя прикрыть т/х «Армения», находящийся в Ялте в течении сего дня. Прикрытие нести на якорной стоянке и на ходу в море на радиус действия
(Журнал боевых действий 62-й Авиадивизии»)
08:05
Получено приказание о подготовке звена И-153 с подвесными бачками, о готовности доложить
(Журнал боевых действий 32-го ИАП)
08:10
Командиру 32 АП. Прикрыть звеном
т/х «Армения» в Ялте и на ходу в море на радиус действия истребителя
(Журнал боевых действий 62-й Авиадивизии»)
«4 истребителя» из приказа при передаче приказания по инстанциям превращаются в «звено».

Противоречия в этом нет, но есть нюанс: понятие «звено» как первичное тактическое формирование не имеет строго обозначенного количества самолетов, его составляющих. Их может быть 4, а может быть 3. Можно предположить, что отдавая приказ о «четырех истребителях», начштаба имел в виду, что те могут разбиться на пары (по одному они не летали) и патрулировать над и под облачностью, указанной во всех метеосводках.

В следственном деле указано, что самолетов, вылетевших на прикрытие, было три. Таким образом, вопрос разделения на над- и подоблачное сопровождение отпал сам собой, благодаря неточно переданному или неточно полученному приказу. Сложно предположить, что в авиаштабах не знали, какими звеньями летают в их полках. Скорее можно представить, что Елисеев знал о трехчленном составе звеньев и именно поэтому в приказе указал не «звено», а «4 истребителя».

Порядок прикрытия транспортов

Тральщиком, высланным в усиление охранения «Армении», оказался все тот же «Груз».


Рандеву «Груза» и «Армении» назначено в точке с координатами Ш=43 гр.30 м. Д=34 гр. 30 м.


«Грузу» идти туда не один час, а он 40 минут будет только выходить из Главной базы.

08:20

«Армения» выходит в море.

Теплоход сопровождают два сторожевых катера — СКА 051 и 0122. Одному приказано вести транспорт до Туапсе – и на него садится Иван Бурмистров, другому – до 44-й параллели, южнее которой, по мнению Штаба флота, авиаугроза меньше. От Ялты это километров 60 строго на юг.

После выхода судов в Ялте подрывают мол и поджигают уцелевшую после бомбардировки часть морского вокзала.
Об этом свидетельствует рапорт лейтенанта госбезопасности.
09:00

Небо разъяснилось, и на прикрытие «Армении» с воздуха вылетает звено истребителей.
Вот только разъяснилось оно и для немцев: авиация противника начинает работу.

Знают ли об этом летчики, вылетевшие к «Армении»? Нет. Все их доклады следуют только по возвращении с заданий, значит, связи с землей у них нет.

Знают ли об этом катера, идущие с «Арменией»? Не известно, их вахтенных журналов не сохранилось.

Но точно известно одно: СКА 051, не доведя «Армению» до 44 параллели, покинул конвой значительно раньше и лег на обратный курс в Севастополь, оставив левый борт открытым.
10:24

С левого борта теплоход «Армения» и будет атакован
11:25

Первое сообщение о катастрофе появится в журнале боевых действий летчиков.
Журнал боевых действий 32-го истребительного авиационного полка
Из донесения ст. лейтенанта Феоктистова:

Взлет 9:00, посадка 11:07
Задача: прикрытие транспорта от Ялты.
На расстоянии 15 миль от Ялты по курсу 140 наблюдал зенитный огонь с левого борта корабля. Увидел бомбардировщик Ю-88 пикировавший на теплоход. Атаковал с хвоста в момент, когда он сбросил 2 бомбы на теплоход. Попал в носовую часть. Теплоход загорелся и носом пошел в воду. После 5-минутного преследования Ю-88 возвратился на место происшествия, увидел щепки и сторожевой катер, сопровождающий теплоход. Теплохода больше не видел.
Из донесения мл. лейтенанта Степанова:

На расстоянии 30-40 км от Ялты по курсу 140 наблюдал зенитный огонь с теплохода и с сопровождающего катера. Заметив бомбар. Ю-88, атаковали его. В момент наблюдал падение бомбы в носовую часть и дым в место попадания бомбы. Преследовали Ю-88, который скрылся. Возвратились на место бомбардировки корабля, наблюдал теплоход, погружавшийся носовой частью в воду. Кормовой винт не работал. Вблизи теплохода видел много плавающих предметов, каких именно не разобрал. Сторожевой катер находился поблизости. После нескольких виражей потерял из вида теплоход. Катер оставался. Пошел вслед за ведущим на аэродром.

В следственном деле о гибели «Армении» есть спецсообщение с обобщенными показаниями и выявленными недочетами авиационного звена прикрытия.


На земле о гибели «Армении» в море узнают минимум через 40 минут. Первая флотская фиксация катастрофы появится в Журнале обстановки оперативного дежурного ФКП ЧФ. По тексту записи понятно, что информация тоже получена от авиации.

Журнал обстановки оперативного дежурного ФКП ЧФ 
Катер сопровождения, который оставался с теплоходом, «молчит». Штаб перенацеливает «Груз» в квадрат 1769 — квадрат гибели «Армении».

«Груз» значится единственным отправленным к месту катастрофы кораблем. Никакого обращения «всем судам в море», никакой тревоги по флоту – ничего такого в боевых журналах не содержится.

10:24
Ни летчики, ни экипаж катера сопровождения не сообщали точного времени атаки на «Армению», но оно известно —
указано в немецких документах.

Оперативная сводка главного штаба Люфтваффе содержит запись: «09:24 ч (10:24 мск) 40 км южнее Ялты боевой самолет потопил большой военный транспорт двумя воздушными торпедами».

Оперативная сводка генерала Люфтваффе при главкоме Кригсмарине в разделе «Восточный фронт» содержит запись: «40 км южнее Ялты пароход в/измещением 8 -10 000 тонн потоплен торпедной атакой (I./KG28) в 9:24 (10:24 мск)»
12:27

Штаб ЧФ получает Директиву Верховного главнокомандующего № 1882.
Через час она будет расшифрована и командование флотом ее прочитает.

СТАвка ВГК ПРИКАЗЫВАЕТ:

Предпринять активную оборону Севастополя и Керченского полуострова всеми силами

Севастополь не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами
Все усилия по эвакуации Главной базы Черноморского флота оказались как минимум преждевременными, а вывоз на «Армении» главного военно-морского госпиталя ЧФ еще и бессмысленным.
Через пять с половиной часов после катастрофы к ее месту добирается «Груз». Обследовав квадрат, тральщик ничего не обнаружил кроме трех плавающих предметов, и получил приказание следовать в Туапсе. В его вахтенном журнале остались две последние, связанные с «Арменией», записи.

16:10

По левому борту 2 плавающих чемодана

По правому борту плавает большая коробка
16:15

Флотские службы отмечают в своих журналах возвращение в Севастополь СКА 051 — катера, оставившего левый борт «Армении» без прикрытия.

Он простоит у стенки целые сутки и выйдет на задание только на следующий день.
17:07

«СКА 0122 вошел в Балаклаву»

В Штаб последовал доклад его командира, лейтенанта Николая Воловикова — первый морской доклад, через 7 часов после катастрофы.

«СКА №0122 удалось спасти 6 человек. На воде было до 300...»
Летчики, кружившие над теплоходом, все, кто находился и оказался на катере сопровождения, и эти 300 человек, которых спасти не удалось, были последними, кто видел «Армению». До 2020 года, когда ее на немыслимой глубине — 1 500 метров — нашли российские моряки.
8 НОЯБРЯ
Следственное дело о гибели «Армении».
Следственное дело
8 ноября Секретарь Крымского обкома ВКП(б) Булатов попросил начальника 3-го отдела Черноморского флота бригадного комиссара Кудрявцева «подробно провести расследование».

10 ноября готов был список виновных, который в тот же день расцвел красными резолюциями.

11 ноября следователи составили «Докладную записку», которую разослали по всем инстанциям. Одним из адресатов указан заместитель наркома Внутренних дел СССР Виктор Абакумов.
Кто же главный виновный по версии скорого следствия?
Командир тральщика «Груз» Анатолий Кроль, давший на «Армению» , как сказано в «записке», «ничем не обоснованную светограмму» о занятой немцами Ялте и необходимости идти в Севастополь.

Однако, допросы командира и комиссара тральщика «Груз» прошли только 13 ноября. То есть, уже после того, как итоговая «записка» была составлена и, скорее всего, разослана. Потому объяснения насчет происхождения светограммы оставлены следствием без внимания.


Как, похоже, без внимания руководства страны оставлена и сама «Докладная записка».

Обстановка на фронтах в тот момент объективно хуже даже многих «Армений». Самый темный час войны — 17 100 жизней, не считая искалеченных — цена одного дня боев осенью 41-го.

Битва за Ростов и дорогу на Кавказ, сражения у Тихвина за последнюю нитку связи с Ленинградом и кровавое месиво вокруг Москвы, мы теряли не одну «Армению» в день – три, четыре.

За кадром имеющихся у нас следственных материалов остались дела на командира авиазвена Феоктистова и на командира СКА №051 Кулашева, раньше времени оставившего «Армению», – но все они были «в уголовном порядке прекращены», обвинение никому не было предъявлено, а 17 мая 1942 в следственном деле появился заключительный лист с резолюцией: «Сдать в архив».
Черноморский цугцванг
НТВ представляет: в годовщину гибели теплохода «Армения» — документальный фильм Елизаветы Листовой
«Черноморский цугцванг. Гибель теплохода «Армения».

Автор вместе с военными медиками и моряками, конструкторами и судостроителями, специалистами Центра подводных исследований Русского географического общества и командой исследовательского судна «Селигер» отправляется на встречу с легендарной и неизвестной «Арменией», чтобы в мельчайших деталях воссоздать историю теплохода и ответить на главные вопросы о его гибели.

Торпеды или бомбы, кресты или пушки: что погубило теплоход и была ли «Армения» вооружена?Сколько и кого могла взять на борт, уходя в в последний рейс?

Погружение на глубину 1 500 метров, где сейчас стоит главный свидетель трагедии - «Армения», и на 80 лет назад, в ноябрьские дни 41-го.

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

НА КОТОРЫХ ОСНОВАНО РАССЛЕДОВАНИЕ

Использованы материалы архивов:

Архив УФСБ по республике Крым


Филиалы ЦА МО РФ:

Архив Военно-морского флота г. Гатчина

Военно-медицинский архив г. Санкт-Петербург


Центральный государственный архив научно-технической документации, г. Санкт-Петербург



Проект создан при поддержке


ХРОНИКИ «АРМЕНИИ»

Исторический проект

© АО «Телекомпания НТВ», 2021
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Иван Викторович Елисеев
Начальник Штаба Черноморского флота, будущий вице-адмирал. Воевал в Испании (как и Бурмистров). 
Nikola Tesla
Nikola Tesla was a Serbian American inventor, electrical engineer, mechanical engineer, physicist, and futurist best known for his contributions to the design of the modern alternating current (AC) electricity supply system.
Nikola Tesla
Nikola Tesla was a Serbian American inventor, electrical engineer, mechanical engineer, physicist, and futurist best known for his contributions to the design of the modern alternating current (AC) electricity supply system.
Nikola Tesla
Nikola Tesla was a Serbian American inventor, electrical engineer, mechanical engineer, physicist, and futurist best known for his contributions to the design of the modern alternating current (AC) electricity supply system.
Nikola Tesla
Nikola Tesla was a Serbian American inventor, electrical engineer, mechanical engineer, physicist, and futurist best known for his contributions to the design of the modern alternating current (AC) electricity supply system.
Nikola Tesla
Nikola Tesla was a Serbian American inventor, electrical engineer, mechanical engineer, physicist, and futurist best known for his contributions to the design of the modern alternating current (AC) electricity supply system.
Nikola Tesla
Nikola Tesla was a Serbian American inventor, electrical engineer, mechanical engineer, physicist, and futurist best known for his contributions to the design of the modern alternating current (AC) electricity supply system.
Nikola Tesla
Nikola Tesla was a Serbian American inventor, electrical engineer, mechanical engineer, physicist, and futurist best known for his contributions to the design of the modern alternating current (AC) electricity supply system.
Nikola Tesla
Nikola Tesla was a Serbian American inventor, electrical engineer, mechanical engineer, physicist, and futurist best known for his contributions to the design of the modern alternating current (AC) electricity supply system.
Подземный госпиталь
Осажденный Севастополь бомбили беспрерывно, от огня не спасали даже красные кресты. Поэтому врачей решили спрятать под землей — госпиталь оборудовали в каменоломных штольнях «Шампанстроя»
Сергей Степанович Ворков 
Капитан-лейтенант, будущий контр-адмирал (с 1953 года). Командиром эсминца «Сообразительный» назначен в ноябре 1940 года. Пройдет всю войну, в 43-м его «Сообразительный» будет удостоен звания гвардейского.
«Для погрузки на борт «Армении» были приняты мед. и хоз. составы учреждений:

  1. Севаст. ВМГ, включая военнослужащих, эвакуированных ранее.
  2. Севаст. ВМГ 2-го разряда, во главе с начальником госпиталя военврачем I ранга тов. Кормилицыным и военкомом тов. Рогачевым.
  3. Николаевского базового лазарета во главе с нач. военврачем II ранга Пономаревым В. П.
  4. Сан. склада №280, во главе с интендантом II ранга т. Скородумовым Н. А.
  5. Сан-эпид лаборатория ЧФ во главе с военврачем II ранга Тарумовым С. Г.
  6. 5-го Мед-Сан отряда ЧФ во главе с военврачем I ранга Строд М. Г.
  7. Ялтинского ВМГ во главе с военврачем 1 р. Березиным В. Т.
  8. Значительное количество медперсонала и хоз. учреждений 51-й и Приморской армий.
Военно-Медицинский архив, «Медико-санитарное обеспечение Севастополя в годы войны», ф. 5695, оп. 69758, д.1, л.127
Журнал оперативного дежурного Черноморского флота
Оперативный дежурный в 18:00 фиксирует, куда идут два конвоя, и идут они в разные места.
Иван Дмитриевич Елисеев 
Начальник штаба Черноморского флота, контр-адмирал. Отдал самый первый боевой приказ Великой Отечественной войны — 22 июня в 03:06 приказал открыть огонь по фашистским самолетам, которые глубоко вторглись в воздушное пространство СССР.  
Иван Бурмистров
Первый среди подводников и моряков Герой Советского Союза, капитан I ранга, с 28 октября по 2 ноября занимал должность командира Феодосийского гарнизона, но 2 ноября Феодосию заняли немцы, и Бурмистрова направили в Ялту .
Филипп Сергеевич Октябрьский 
Вице-адмирал (звание адмирал получит с апреле 1944 года). Командующий Черноморским флотом, один из руководителей обороны Севастополя, позже — Крымской операции. Герой Советского Союза.  
Что такое СНиС?
СНиС — это служба наблюдения и связи. Расположены на всех мысах южного берега Крыма, где стоят маяки. Задача службы — фиксировать и сообщать все, что видят, в штаб флота.