В Милане подходит к концу Олимпиада, в которой, кажется, было все, чем запоминаются события такого масштаба. Громкие победы, досадные поражения и трагедии, нервные срывы, драмы, накал страстей и человеческая боль. Но кроме курьезного «пенисгейта», в Милане было ни одного по-настоящему громкого допинг-скандала . И это самый громкий «сигнал тревоги» из всех возможных, так как либо спорт, наконец, стал чистым, либо спортсмены научились обманывать систему так виртуозно, что ВАДА просто не успевает. В ответ чиновники будут только больше закручивать гайки. И где грань между справедливой борьбой за чистоту спортивных побед и самой настоящей охотой на ведьм?
Полиция нашла в
Джеймс Далтон, декан и профессор фармацевтических наук колледжа фармации Мичиганского университета: «Остарин увеличивает мышечную массу и плотность костей. Мы доказали его эффективность при раке, когда пациент стремительно худеет, а также при сокращении мышц в старости».
Американский ученый Джеймс Далтон рассчитывал на Нобелевскую премию за создание остарина в
Райан Джеймс Руссо, бодибилдер: «Я заметил сумасшедшие результаты. Я стал намного сильнее. Мои мышцы стали плотнее, при том, что я находился на дефиците калорий».
Бодибилдеры заказывают этот эликсир богатырской силы у наркодилеров, которые фасуют субстанцию, контрабандой привезенную из Китая. Совсем не такой судьбы для своего открытия хотел Джеймс Далтон.
Джеймс Далтон: «Препараты на черном рынке никто не контролирует. Внутри может быть не та дозировка, либо вообще другое вещество. Люди участвуют в эксперименте над собой».
Сегодня остарин — самый часто выявляемый допинг в профессиональном спорте. Но есть один нюанс. Как правило, ВАДА находит микроскопические дозы препарата, а спортсмены утверждают, что никогда его не принимали. Остариновое безумие достигло таких масштабов, что американское антидопинговое агентство задумалось о теории заговора.
Трэвис Тайгар, представитель американского антидопингового агентства: «В биологически активных добавках и питании для спортсменов был обнаружен остарин. Мы считаем, что препарат добавляют туда намеренно».
Как тут не вспомнить подпольные китайские лаборатории. Не созданы ли они для диверсии? Хотя есть еще одна теория. Положительные
Именно это утверждала американская легкоатлетка Сидни Милани, когда в ее пробе обнаружили препарат. Якобы вещество попало в ее организм, после очень близкого контакта с бойфрендом, который не скрывает, что принимает препарат.
Паскаль Кинц, профессор судебной токсикологии: «Поцелуй с человеком, принимающим допинг, может привести к положительной пробе. Также загрязнение может происходить при совместном использовании спортивного оборудования. Американский бегун был оправдан, потому что мы доказали: рукава из неопрена, которые он носил, использовались также человеком, употреблявшим остарин. Он передался через пот».
Профессор судебной токсикологии Паскаль Кинц уверен: случайное загрязнение допингом вполне реально. И это касается не только остарина. Ученый принимал участие в заседании спортивного арбитражного суда по делу Камилы Валивой. Российская фигуристка утверждала, что сердечный препарат триметазидин принимает ее дедушка. И те нанограммы, что нашли у нее, могли попасть в организм только через посуду на кухне.
Паскаль Кинц: «Я не могу говорить о деле Камилы Валиевой, потому что я участвовал в ее защите. Для меня она была невиновна. Суд принял иное решение, возможно, по политическим причинам. Доказать случайное воздействие можно было с помощью анализа волос».
Похожий случай произошел на нынешней олимпиаде в Милане. Допинг нашли у итальянской биатлонистки Ребекки Пасслер. На апелляции она утверждала, что препарат летрозол принимает ее мать, которая проходит лечение от рака. Суд встал на сторону спортсменки. В то время как Валиеву и американскую легкоатлетку Милани, которая заразилась остарином от бойфренда, дисквалифицировали.
Несправедливость таких решений вроде бы в одинаковых ситуациях, а еще жесткий контроль, который устанавливает ВАДА над жизнью спортсмена — заставляет многих атлетов завершать карьеру. Ведь если вы претендуете на медали, то тестирование может проводиться где угодно: как во время соревнований, так и вне их. Спортсмен обязан предоставить ВАДА свое расписание на несколько месяцев вперед. Никакой свободы, ведь в любой момент к вам могут постучать.
И несмотря на то, что атлеты практически рабы ВАДА, возможностей для жульничества предостаточно. В этом уверен человек, который создал больше олимпийских легенд, чем
Виктор Конте, спортивный врач, создатель системы обхода
Интервью американский химик дал год назад, накануне своей смерти. Он умирал от рака, и терять ему было нечего. Среди его подопечных были и знаменитая бегунья Мэрион Джонс. Виктор Конте утверждал, что 80% атлетов в профессиональном спорте употребляют препараты. Но сенсацией стало, пожалуй, не это. А то, что ВАДА объявляет далеко не обо всех положительных пробах.
Виктор Конте: «Я работал с толкателем ядра Грегом Трафалмасом. Он принимал стероиды. Чиновник из ВАДА сообщил мне, что он попался на допинге. Но через пару дней мне сказали, что положительные пробы его и еще четырех спортсменов решили не обнародовать. Я понял, что сверху донизу — МОК, ВАДА, спортсмены, спонсоры — все являются частью коррупции».
А это значит, что подпольные лаборатории процветать будут и дальше. А самый эффективный и неуловимый допинг современности перешел на молекулярный уровень. Например, одна молекула гемоглобина морского червя пескожила переносит в 40 раз больше кислорода, чем гемоглобин человека. Что будет, если в кровь марафонца, который
Этот препарат
Франк Заль, морской биолог: «Морской червь высушивается холодом. Получается порошок. Достаточно растворить его в физрастворе и ввести внутривенно».
Впрочем, далеко не всегда «играть нечестно» означает принимать допинг. Год назад в мире бега случилась сенсация — новый рекорд мира в полумарафоне. Впрочем, достижение Джейкоба Киплимо сразу не признали. Судьи под лупой рассматривали ход спортсмена по дистанции. И пришли к выводу: он бежал слишком быстро к машине сопровождения и еще получал подсказки от тренера. А это строго запрещено. Допинга не было, но рекорд не засчитали.
И если профессиональный спорт — это не только быстрее, выше, сильнее, но и хитрее, не стоит ли отменить все правила и разрешить использовать, что угодно? Так решили организаторы первых в мире «Игр на стероидах». Финансируют соревнования техномагнаты, готовые платить миллион долларов за каждый новый рекорд.
Аарон ди Соуза, основатель «Игр на стероидах»: «Наша цель — побить все мировые рекорды».
Греческий пловец Кристиан Коломеев установил новый мировой рекорд в плавании на 50 м вольным стилем. Кажется, он сам в это не верит, ведь прежнее достижение было недосягаемым 16 лет. Коломеев готовился и выступал с помощью допинга. Он не скрывает этого и с гордостью называет себя «усовершенствованным атлетом». Игры таких атлетов пройдут уже в мае. И, возможно, они изменят спорт навсегда.
Смотрите все выпуски программы «Центральное телевидение» на NTV.RU

