В Петропавловском соборе начали реставрировать полы.
В Петербурге началась реставрация одного из главных городских памятников архитектуры. В Петропавловском соборе ремонтируют полы. Они вымощены известняковыми плитами природного происхождения. При этом по возможности реставраторы будут не менять, а восстанавливать каменную поверхность.
О начале работ — корреспондент НТВ Наталья Дубровская.
Экскурсии в Петропавловском соборе теперь водят по кругу. Центр огорожен, пол затянут полиэтиленом. Большая часть старинной напольной плитки демонтирована и отправлена в мастерские. Специалистам предстоит восстановить 800 квадратных метров известнякового покрытия. Плитки, которые еще не успели вывезти, аккуратно сложены стопочками.
Анатолий Малинин, заведующий отделом хранения памятника «Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница»: «Сам по себе материал для нашего климата проблематичный.
Демонтировать всю напольную плитку невозможно. Сложные фрагменты, где камень примыкает, например, к колоннам, реставраторы восстановят на месте. Максимально закрыв участки работы, защитив таким образом внутренние интерьеры собора от грязи и пыли.
Такой камень использовался в строительстве петербургских зданий с начала XVIII века. Около десяти процентов плитки из Петропавловского собора придется заменить. Она не подлежит восстановлению. Современный аналог будет отличаться от оригинала только возрастом.
Подобный камень знаменит своей прочностью и долговечностью. Его можно найти и сегодня, но только там, где его добывали столетия назад. Материал природного происхождения, его называют путиловским камнем. Именно вблизи села Путилова велись разработки известняка.
Юрий Ткачёв, руководитель проекта реставрации Петропавловского собора: «По сути, они изначально добывались в этом месте. Поэтому историческая часть города из этого камня выполнена. Еще 300 лет назад зодчие начинали с ним работу. Мы продолжаем эти традиции».
Чтобы добиться нужного цвета камня (все нюансы согласовываются с Комитетом по охране памятников), требуется помощь художников. Плитка на подготовительном этапе напоминает палитру.
Необходимые компоненты мастики смешиваются в точных пропорциях. Но и при условии их соблюдения с первого раза попасть в цвет получается не всегда. Работу приходится переделывать.
Дмитрий Антонов, реставратор каменного зодчества: «Мастика имеет такое свойство, что при высыхании она меняет цвет. Приходится менять цвет, исходя из того, какой она будет после высыхания».
Полностью восстановить покрытие должны к Новому году. Реставраторы дают как минимум полувековую гарантию на свою работу. Дальше нужно закончить восстановление золоченого иконостаса, подкупольного плафона и станковых картин. Но насколько затянется эта реставрация неясно. За новый плиточный пол заплатили спонсоры.
На реставрацию музея выделяется 11,5 миллионов рублей. Деньги идут на работы во всем комплексе: Петропавловской крепости, крепости Орешек и еще шести филиалах. Однако эти средства сложно назвать необходимым минимумом. Только на реставрацию иконостаса в Петропавловском соборе требуется порядка 150 миллионов рублей.