В Италии сегодня можно увидеть собственными глазами самую, пожалуй, обсуждаемую христианскую реликвию.
В Италии сегодня можно увидеть собственными глазами самую, пожалуй, обсуждаемую христианскую реликвию. На всеобщее обозрение выставили знаменитую Туринскую плащаницу.
О подлинности льняного полотна, которое хранится в соборе Турина, спорят уже более шести столетий. Одни уверяют, что это искусная подделка, другие — что это и есть погребальный саван Иисуса Христа.
Европейский корреспондент НТВ Вадим Глускер выслушал сторонников обеих теорий.
Ее должны были выставить на всеобщее обозрение — причем уже на постоянной основе — только в 2025 году. Однако сейчас, когда Италия торжественно отмечает
С 1578 года плащаница хранится в специальном тайном помещении Туринского собора Иоанна Крестителя. Ее являют публике исключительно в пуленепробиваемом футляре, в котором поддерживается постоянная температура воздуха и влажность.
Верующий: «Я верю в Бога, и для меня плащаница — это как великое таинство. Я должен это увидеть. Нужно просто сильно верить, и баста».
Верующая: «Я так рада, что у меня появился шанс увидеть реликвию. Я даже не хочу и слышать, что она не настоящая. Для меня это вопрос веры».
Подобные разговоры о великой исторической подделке сопровождают плащаницу с тех пор, как она впервые появилась в Лирее, во владениях графа Де Шарни еще в 1347 году. Спустя век святая реликвия перешла в собственность Савойского герцога, причем по наследству.
Она хранилась сначала в Шамбери, затем, после пожара, уже в Милане, а в 1578 году оказалась в Турине. Именно тогда кардинал Чезаре Боромео дал торжественное заверение, что именно Туринская плащаница и есть подлинно погребальный саван Иисуса Христа.
В 1898 году, когда плащаница в очередной раз была выставлена на всеобщее обозрение,
Но это открытие только подхлестнуло ученых снова и снова проверять подлинность реликвии. В 1988 году был проведен радиоуглеродный анализ холста, причем параллельно в трех лабораториях. Вывод был один: плащаница — подделка и была изготовлена в
И вот теперь — новое исследование. Профессор органической химии из университета Павии Луиджи Гарласкелли убеждал нас, ему вообще удалось воспроизвести плащаницу.
Луиджи Гарласкелли, профессор органической химии (Университет Павии): «Сначала я решил понять, может ли тело оставить такой отпечаток. Я обмазал своего коллегу краской и обернул в ткань. На выходе получился невнятный рисунок. Тогда я решил взять этого же коллегу, сначала накрыл его тканью и поверх нее нанес краску с незначительным содержанием кислоты».
Затем, как говорит Гарласкелли, краситель был искусственно состарен путем нагревания ткани и последующей стирки. В результате красящее вещество исчезло, но оставило нечеткое изображение человека. Точно такое же, как утверждает профессор, как и на плащанице.
Луиджи Гарласкелли: «Так как плащаница горела, я, чтобы добиться максимального сходства, прожег ткань в этих же местах. Я не стал наносить настоящую кровь, ограничился охрой. И вообще, я могу еще улучшать и улучшать технику. С помощью химии я вам сделаю подлинный шедевр».
Утверждают даже, что плащаницу в свое время восстановил после пожара сам Леонардо да Винчи. Но это опять из области предположений и слухов. Любопытно другое: сама Католическая церковь официально не признает плащаницу подлинной, но считает ее важным напоминанием о страстях Христовых.
Верующая: «Я верю только тем исследованиям, согласно которым плащаница никем никогда не была нарисована. Это великая тайна, которая должна такой и остаться».
Власти Турина ожидают 2 миллиона паломников. При этом посещение собора четко организовано, люди не выстраиваются в свободную очередь, а осматривают святыню строго по предварительной записи, в основном через Интернет. Задержаться у плащаницы можно только на три минуты. Хватит ли их паломникам, чтобы понять — перед ними подлинная реликвия или нет? Те, кто уже отстоял очередь, об этом, правда, вряд ли думают.