Скромную белорусскую деревню Семежево ночью наводнили многочисленные гости. Все они хотели увидеть царственных особ.
Скромную белорусскую деревню Семежево ночью наводнили многочисленные гости. Все они хотели увидеть царственных особ. В Старый Новый год местные жители проводили старинный обряд, который
Репортаж корреспондента НТВ Виктора Кузьмина.
Раз в год в белорусскую деревню Семежево приходят цари. Молодые люди, облаченные в белые одежды и высокие колпаки, подпоясанные красными поясами, которые изготавливают вручную только в этих местах, посещают избы и ставят драму «Царь Максимилиан».
Так в Белоруссии начинаются обряд «колядные цари». Вечер и ночь с 13 на 14 января здесь называют щедрым. Именно в это время в деревню являются высокие царственные особы. Обряд этот, как утверждают этнографы, имеет ярко выраженную локальную особенность и проходит в единственной в мире деревне, в ста километрах от Минска.
Татьяна Кухаревич, старший научный сотрудник Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук Белоруссии: «Уникальность его именно в составе участников, в тех диалогах, сценках, которые они разыгрывают, в костюмах. Таких больше аналогов в Белоруссии не встречается».
Помимо царей обязательное участие деда и бабы, после представления начинается традиционное поздравление хозяев и одаривание пришедших в гости.
Обряд царей зародился в XVIII веке. Русские солдаты и офицеры той поры ходили по домам и поздравляли хозяев с праздником, показывали представление и просили дары. Другими словами, колядовали.
Эту традицию переняли деревенские ребятишки, которые начали облачаться в карнавальные костюмы, напоминающие военную форму.
Иван Леонеля: «Все за царями собираются с других улиц, человек
Несколько лет назад цари вошли в список мирового нематериального культурного наследия. В ЮНЕСКО даже обещали выделить гранд на проведение мероприятий, сохранение обряда и его популяризацию.
Алла Сташкевич, эксперт межправительственного комитета Белоруссии по сохранению нематериального культурного наследия при ЮНЕСКО: «Вы видите, что он исполняется молодыми мужчинами, неженатыми мужчинами. И этим он тоже отличается. Потому что, вы знаете, что носителями сегодня нематериальной культуры остаются в основном пожилые люди».
Белорусские цари сегодня так же уникальны, как и поэтическое пение в северных провинциях Вьетнама или ритуал рыбной ловли в районе Сигу в Мали.