Не только бомжи, но и добропорядочные граждане порой умирают, не дождавшись неотложки. Работа в скорой тяжелая на передовой медицинского фронта. Любая ошибка на виду. Проблем хватает: тут и кадровый голод, и допотопные машины, разваливающиеся на ходу.
Илья Ковалёв, исполнительный директор Агентства инвестиций в социальную сферу: «Сейчас нужно примерно семь с половиной тысяч машин обновить. Мы исходим из того, что средний возраст машины не должен быть более пяти лет. Мы исходим из того, что обновлять нужно не только в столицах, но и в отдаленных населенных пунктах. При этом мы понимаем, что в этом году правительством в рамках антикризисного плана выделено 3 миллиарда рублей, и на эти деньги будет поставлено 1200 машин».
А где взять еще 6 тысяч автомобилей? Три года назад в ряде регионов запустили эксперимент. Станции скорой помощи закрыли свои автопарки и стали арендовать машины у коммерсантов.
Евгений Фридман, бизнесмен: «Мы говорим: а давайте вы эти деньги, не на рубль больше, просто упакуете в тариф за час и будете платить нам. Но мы будем вам давать новые машины, в отличие от старых, а вы, соответственно, не будете иметь головные боли с транспортным обеспечением. Потому что главный врач, он врач, в первую очередь, он не разбирается в автотранспорте, в автопарке, ему это труднее».
Важная деталь: пациент за вызов такой скорой ничего не платит — все за счет фонда ОМС. Бригада врачей обычная. Аутсорсинг касается только автомобиля и водителя. Коммерсанты утверждают: их услуги по цене сопоставимы с затратами традиционной неотложки, значит, и госбюджет не в накладе. За рубежом это распространенная практика. Государство перекладывает транспортные заботы на плечи частников. Где они возьмут машины — их дело.
Как раз сейчас в Минздраве подводят итоги этого эксперимента. Мнения, как водится, разделились. Предприниматели и некоторые главврачи двумя руками «за». Мол, частник всегда эффективнее государства. Скорые стали ездить быстрее и даже экономнее. Но есть и большая настороженность. Бизнесменов в первую очередь интересует прибыль. Они могут демпинговать на начальном этапе, но потом, захватив рынок, поднимут цены. Есть и другие сомнения.
Подробнее об эксперименте и проблемах скорой — в сюжете корреспондента НТВ Романа Соболя.