Сегодня потомки Александра Абазы министра финансов Российской империи обратились к городским властям с просьбой не сносить особняк их предка на набережной реки Фонтанки. Это уже второе открытое письмо. Первое так и осталось без ответа.
Несмотря на то, что дом Абазы не включен в список памятников, он находится в так называемой охранной зоне, где сносить можно, только если дом признан аварийным. Что, по словам градозащитников, как раз и не было сделано.
Тему продолжит корреспондент НТВ Катерина Правдина.
Судьба дома Абазы, который инвестор хочет снести и превратить в гостиницу с подземным паркингом, сплотила потомков известного рода. Родные министра финансов Российской империи сначала написали обращение Валентине Матвиенко с просьбой сохранить здание на Фонтанке, 23.
А потом и вовсе направили градоначальнице свои инвестиционные предложения. Их высказал потомок Абазы британский риелтор, готовый вкладывать свои и привлеченные средства в дом предков.
Ксения Чурикова-Абаза, потомок рода Абаза: «Было написано второе письма Андреем Хендерсом Стюартом с предложением на месте этого дома, в его старых стенах сделать отель. И концертный зал использовать по прямому назначению».
Антонина Елисеева, координатор общественного движения «Живой город»: «Настоящим письмом обращаюсь к Вам с предложением передать проект мне при реализации финансирования, так как считаю свою кандидатуру более подходящей. Я обязуюсь уделить самое тщательное внимание архитектурно-исторической значимости данного проекта и его визуальному воздействию на окружающую среду».
Андре Хендерсон Стюарт, конечно, не хочет разбирать особняк предков. Он также предлагает сделать гостиницу и возродить в доме музыкальные традиции. Известно, что особняк Абазы имеет богатую историю не только семьи, но и музыкального салона, существовавшего в стенах здания под руководством жены владельца известной певицы Юлии Абаза. Ее частыми гостями бывали Достоевский, Рубинштейн, Тютчев. Посещал дом и сам Чайковский. На этой домашней сцене впервые была исполнена его опера «Евгений Онегин».
Александр Марголис, председатель Санкт-Петербургского отделения ВООПИК: «Допущена грубейшая необъяснимая ошибка нашими государственными органами охраны памятников, которые до сих пор не поставили под государственную охрану этот объект».
Срок действия постановления о реконструкции дома на Фонтанке, 23 истек в декабре прошлого года. Но чиновники не скрывают: они намерены его продлить. Правда, Служба стройнадзора не согласовывает инвестиционный проект из-за того, что возможные работы на объекте угрожают соседним зданиям Дворцу Нарышкина и дому Карамзина. Любопытно, что проведенная экспертиза не отнесла здание к аварийным. Однако экспертная строительная комиссия безосновательно признала дом подлежащим сносу.
Теперь градозащитникам предстоит оспаривать такие выводы и добиваться независимой историко-культурной экспертизы. Они будут настаивать на включении дома Абазы в список памятников. Правда, процедура эта небыстрая. Защитники старого города и потомки боятся, что могут опоздать.