Юрий Шатунов не приехал на похороны солиста «Ласкового мая»
ВС РФ ударили «Калибрами» по учебным центрам ВСУ в трех областях Украины
Юрий Шатунов не приехал на похороны приемной матери
Как Шатунов отвоевал у Разина права на песни «Ласкового мая»
Шатунов перед смертью собирался записать песню о пути к «светлой жизни»
Врач рассказал, как Шатунова пытались спасти от клинической смерти
Тысячи вчерашних школьников отметили выпускной в Москве
Друзья Шатунова о том, что могло довести певца до инфаркта
«Россия превратила энергетику в оружие»: страны ЕС признали себя пострадавшими от собственных санкций
Житель Апшеронска из мести расстрелял врага в кафе на глазах у детей
За несколько дней до смерти Юрий Шатунов поделился с НТВ планами на будущее
Прощание с Юрием Шатуновым началось в Москве
Перед смертью Юрий Шатунов мечтал о новых клипах и песнях
Камера наблюдения сняла последние минуты жизни Юрия Шатунова
«Совершил огромную ошибку»: наемник предостерег иностранцев от военного «туризма» в Донбассе
Хлопотное дело. Безусловно, одна из самых горячо обсуждаемых тем минувшей недели натовский саммит в Бухаресте. Что только ни делали президенты Украины и Грузии, чтобы их в Альянс пригласили, разве что не сплясали, а активные участники последнего Германия и Франция рассудили иначе: нам, мол, на нынешнем этапе такой «ход конем» видится нецелесообразным.
Категорически против принятия Киева в этот «бойцовский клуб» возражала и Россия. По мнению экспертов, дело даже не столько в антироссийской риторике, задействованной Виктором Ющенко и его же пренебрежении мнением большинства на родине, сколько в цене, которую за украинское членство придется заплатить, причем не одной Москве: речь ведь идет об угрозе не только ее национальным интересам, но и безопасности вообще в мире.
Что еще на кону и кто на коне, разбирался корреспондент НТВ Роман Соболь.
Вероятно, лучшее румынское вино не помогло президентам Ющенко и Саакашвили залить некую горечь. Уже во время рабочего ужина глав государств НАТО стало ясно: Украину и Грузию в Альянс пока не зовут. Ющенко многое поставил на карту. Накануне саммита подогреть его энтузиазм в Киев прилетел Джордж Буш.
Президент США приветствует роту почетного караула, заглядывает в шпаргалку, но потом произносит два слова по-украински. Затем Ющенко на совместной пресс-конференции, окрыленный поддержкой, решительно заявляет: Украине все время угрожают (видимо из России), НАТО остановит врагов «оранжевой демократии».
Виктор Ющенко, президент Украины: «На протяжении 80 последних лет Украина шесть раз объявляла свою независимость и пять раз теряла. Видимо потому, что у нашего суверенитета не было надежной международной гарантии, и Украина часто выступала как разменная карта в большой политической игре».
Джордж Буш, президент США: «Я убежден, что Украина и Грузия должны присоединиться к ПДЧ (Плану действий по членству). Я сказал Путину по телефону, что еду в Бухарест для того, чтобы достичь этого».
Киевлян предупредили: американские снайперы, охраняющие Буша, получили разрешение стрелять на поражение. Улицы перекрыты. Грузовики с песком блокируют переулки. И все равно на Майдане шли антинатовские митинги. Жгли чучело американского президента.
Здесь говорят: у Украины сейчас нет реальных врагов, вступление в НАТО обяжет ее направлять солдат в «горячие точки», а значит, Украина станет мишенью для ответных терактов.
Тарас Черновил, депутат Верховной рады Украины, фракция Партия регионов: «Посмотрите, что было во время визита Джорджа Буша в Киев какие меры предосторожности, сколько снайперов на крышах… Нужно задуматься. Ведь если мы будем дальше идти этим путем, то такое может быть у нас каждый день. Мне, например, не хочется такой „безопасности“».
Украина как член НАТО должна отгородиться от России, вплоть до введения визового режима. Как это скажется на связи двух народов? И какие последствия для экономики?
Пётр Симоненко, лидер Коммунистической партии Украины: «Обострение взаимоотношений с Россией это, прежде всего, проблема энергетической безопасности. Ведь по многим составляющим энергетической безопасности Украина не в состоянии себя обеспечить. Это касается угля, газа, нефти».
Наконец, возможен затяжной кризис. Западные области примут НАТО хлебом-солью, а Восток и Крым вновь заговорят о присоединении к России. Но тех, кто предупреждает власти о растущей угрозе, Ющенко назвал «кучкой демонстрантов под красными знаменами, не понимающих стратегических интересов».
Власти и оппозиция оперируют разной статистикой. Но даже «оранжевые» признают: сейчас абсолютное большинство украинцев против НАТО. Ющенко намерен всю мощь государственной пропаганды направить на рекламу блока. Через 23 года массированной обработки многие поверят, что Украине кто-то угрожает, а НАТО единственный способ спасти независимость. Вот тогда и проведут референдум по вступлению в Альянс.
Но в этом случае символ Киева, памятник Богдану Хмельницкому, некогда присоединившему Киевскую Русь к России, окажется идеологически вредным и его, по примеру Таллина, вероятно, следует переместить из центра на задворки. Чтобы не бросался в глаза и не мешал переписывать историю.
Но пока антинатовские настроения и стали формальной причиной отсрочки ПДЧ. Генсек НАТО успокоил кандидатов: в отношении Украины и Грузии не может быть никаких «если», вопрос в другом «когда»? Но когда-нибудь их примут обязательно. Вот только для украинской власти промедление опасно. Ющенко теряет популярность.
Константин Затулин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками: «Для того чтобы продлить свои дни, они хотели бы очутиться под зонтиком НАТО. И это бы позволило им быстрее украинизировать восток и юг Украины, запретить русский язык и расправиться со своими политическими оппонентами».
На полпути в НАТО Украина и Грузия не смогли перешагнуть через позиции Франции и Германии. Ангела Меркель считает такое расширение Альянса несвоевременным, Саркози обеспокоен дисбалансом сил в Европе. В НАТО заподозрили: они попали под влияние Кремля. Но если кто-то ожидал, что с уходом прежних лидеров (Шрёдера и Ширака) отношения с Россией разладятся, саммит в Бухаресте показал Германия и Франция сопоставили аргументы Москвы и Вашингтона и на этом этапе согласились с Москвой.
Дмитрий Рогозин, постоянный представитель РФ при НАТО: «Если взять текст коммюнике НАТО, то это все-таки только красивые слова несмотря на ангажемент и „морковку“, которая зависнет над Украиной и Грузией. А факт есть факт. ПДЧ не предоставлен. И в этом во многом заслуга российской стороны, потому что нас услышали».
Но в первую очередь Германия и Франция защищали свои интересы. Старый Свет все чаще перечит Америке. США рассматривают Европу в первую очередь как рубеж своей обороны и хотели бы все дальше продвигать оборонительный вал. Старой Европе потрясения не нужны. Поэтому Вашингтон вербует новых союзников из числа молодых и рьяных.
С помощью Грузии и особенно Украины страны с почти 50-миллионным населением США рассчитывают заметно усилить свое влияние на Европу. Польши и Прибалтики, видимо, не хватает.
Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике России: «Часть украинской элиты любыми способами хочет услужить американцам. Уж не знаю почему надо об этом догадываться. Или чувствуют себя настолько слабыми, что считают, что без напора американцев они не усидят».
Показательна история с Македонией. Греция поставила ультиматум: пока Македония не сменит название, в НАТО ей не бывать. Вроде бы анекдот Греция монополизирует право на историческую фамилию. На самом деле Афины уходят от возможных территориальных конфликтов. Македония, отколовшаяся от Югославии, присматривается к одноименной греческой провинции. А косовский прецедент многим не дает покоя.
Как США не продавливали кандидатуру Македонии, Греция не послушала «большого брата».
В Бухарест Владимир Путин приехал под занавес саммита на заседание Совета Россия НАТО. Запутанный протокол ограничивал его общение с журналистами, но он нашел выход провел брифинг вместо Сергея Лаврова. Для президента Путина это последнее выступление на международном форуме.
Иностранные аналитики опасались: российский лидер будет категоричен в оценках, «хлопнет дверью». Сам Путин сравнил себя с «дембелем», отслужившим «срочную», и его «дембельский аккорд» был сдержанным, но уходить от проблем президент не собирался.
Владимир Путин, президент РФ: «Не секрет, что на пути развития наших отношений имеются серьезные препятствия. Это продолжающееся расширение НАТО, создание военной инфраструктуры на территории новых ее членов, кризис вокруг ДОВСЕ, Косово, планы размещения в Европе элементов стратегической противоракетной обороны США».
Путин исключает возможность новой холодной войны, но присоединение к Альянсу Украины и Грузии бесспорно осложнит отношения России и НАТО и ситуацию в Европе.
Владимир Путин, президент РФ: «Появление на наших границах мощного военного блока, действия членов которого регулируются в том числе и статьей 5-й Вашингтонского договора, будет воспринято в России как прямая угроза безопасности нашей страны. И заявления о том, что этот процесс не направлен против России, удовлетворить нас не могут».
НАТО давно вышло за рамки оборонительного блока. Альянс навязывает своим участникам политические и экономические условия. А это угроза интересам России.
Владимир Путин, президент РФ: «Не способствует укреплению доверия и неясность перспектив трансформации НАТО. Имею в виду претензии Альянса на глобальную роль в сфере безопасности, выход за пределы своей географической ответственности и распространение его деятельности на такие сферы, как энергобезопасность, кибербезопасность и так далее. Кроме того, неопределенными остаются критерии применения НАТО военной силы и ее взаимоотношения с Советом безопасности ООН».
Все же диалог Россия НАТО Путин признал конструктивным. Договорились о российском транзите грузов для войск Альянса в Афганистане, разработаны совместные программы противодействия терроризму и обороту наркотиков. Это ключевые аспекты коллективной безопасности.
На их основе Россия постарается убедить Европу: Киев и Тбилиси в НАТО, возможно, не столь значимы для Североатлантического альянса, как сохранение Совета Россия НАТО со всеми перспективами нашего сотрудничества.